НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ
n Трогание или маневрирование разрешено, если есть уверенность, что это безопасно и не создаст помех другим участникам. С этого начинается ежедневное движение каждого водителя. Вот только в России и 40..., и 10 лет назад этого не умеют 23-25% садящихся за руль. Вот поэтому часть их ежедневно остаётся в больнице или морге.
n Сев за руль, регулируем сидение, чтобы при выжатых педалях тормоза и сцепления ноги оставались полусогнутыми, настраиваем зеркала и пристегиваемся. Легче всего начать движение, когда рядом нет других машин. Если в соседнем ряду двигается поток, постараемся начать движение в тот момент, когда водитель проезжающей рядом машины уже не почувствует от нас угрозы "подрезать" его. А уж если после отъезда от бордюра требуется занять вторую полосу (из-за имеющегося препятствия), рукой, высунутой из машины, сообщаем о желании вклиниться в поток. Как только вклинимся, мигнём пару раз аварийкой водителю сзади в качестве благодарности.
n Сигналы подаются заблаговременно (не менее чем за 35-40 м, т.к. при 40 км/ч т.с. за секунду прокатывает около 11 метров) до начала маневра световыми приборами или рукой, но не должны вводить в заблуждение.
n Сигналы рукой: Вытянутая вверх рука - это остановка; левая рука в сторону - это начало движения, перестроение влево, поворот налево или разворот; левая рука, согнутая в локте - это поворот направо.
n Сигналы рукой прекращаются перед маневром (две руки нужны для управления т.с.), а световые - сразу после его завершения. Подача сигналов не дает приоритета и не освобождает от предосторожности (неожиданное появления спецтранспорта сзади, невозможность завершить маневр до перекрестка и т.д.).
n При въезде на прилегающие территории необходимо уступать дорогу пешеходам на тротуаре и т.с. (машинам и велосипедам), двигающимся справа, а при выезде - пешеходам и т.с. на дороге. Помним, что прилегающая территория является второстепенной по отношению к дороге.
n Перед поворотом направо, налево или при развороте следует заранее занять соответствующее крайнее положение на направлении. Постараемся не пересекаться с другими участниками своими траекториями.
n Очень важно ещё до реального руления на легковой машине научиться правильному вращению руля и сохранить навыки на всю жизнь. От этого может зависеть жизнь ваша и других участников движения.
n При правом повороте левая рука тянет руль, а правая перехватывает;
при левом - руль ведет правая рука, а левая перехватывает (вращение руля «методом перехвата»). После поворота руль отпускаем и плавно выравниваем направление движения машины двумя руками снизу (перебираем руль руками), когда руль совершает возвратное движение. При движении прямо руки на руле должны быть в положении «10-10 или без 10 минут 2 часа», а при движении с переключением передач - в положении «10-20 или без 10 минут 4 часа». Рекомендуется большие пальцы держать на руле сверху, а "глухой захват" руля необходимо производить только на неровной дороге (знак 1.16), одновременно разводя локти для удержания траектории движения т.с. или резком торможении. "Глухой захват" руля при резкой отдаче при аварии может привести к потере больших пальцев.
n Забегая вперед, хочется обратить внимание, что в городе, при относительно малых скоростях, в начальной стадии поворотов и при перестроении следует пользоваться при рулёжке методом перехвата, а при завершении поворота и при перестроении за городом на больших скоростях крайне важно помнить метод перебирания руля в нижнем его секторе, чтобы не оказаться на крыше (особенно в мокрую и зимнюю пору).
n Каждый маневр должен быть обозначен. При маневрировании (поворот, отклонение на полосе более чем на 0,5 м при объезде препятствия) обязательно включать поворотник.
n Поворот производится по траектории наибольшего радиуса с торможением двигателем и/или тормозами перед маневром и с плавным увеличением скорости, начиная с середины поворота (задние колеса смещаются к центру поворота). Поворачивать следует на II передаче при скорости 20-25 км/ч, что снижает вероятность заноса и уменьшает инерцию (т.е. обеспечивает безопасное замедление движения при экстренном торможении).
n Тормозить всегда следует прерывистыми нажатиями на педаль на грани блокировки колес, чтобы сохранить контроль за движением т.с. (на мокрой или скользкой дороге это сокращает тормозной путь на 15 - 20%, а на сухой дороге - до 30%).
n При повороте машина двигается по плавной дуге. Причем, чем длиннее машина, тем длиннее дуга при повороте или развороте (лимузин, трейлер, автобус). По этой причине, при развороте, если длинномерное т.с. (или связка) не вписывается в ширину проезжей части, ей разрешен нестандартный режим движения с крайней правой полосы или обочины. Но это разрешено только на дороге, где мы контролируем только двух участников: попутного и встречного. В этом случае обязательно уступаем
попутным и встречным т.с. На ХХ такие манёвры заканчиваются трагично, т.к. водитель не может контролировать большое число направлений.
n Поскольку в 99% случаев разворот должен происходить за один приём (без применения заднего хода) - это, конечно, происходит на ХХ, не забывая о действии на этих участках правостороннего движения. Для разворота следует использовать перекресток, как более широкий по сравнению с дорогой участок (за исключением перекрестков, где разворот запрещен по соображениям безопасности). А вот разворот ВНЕ ХХ в разрыве разделительной полосы происходит левосторонним ходом.
n Как упоминалось много раз, трамвай обладает приоритетом, находясь с другими участниками в равных условиях. Однако не забываем, что пользоваться чужимы привелегиями запрещено. Так что под прикрытием трамвая движение запрещено (2000р).
n Запрет разворота возникает на опасных участках из-за наличия "мертвых зон" за угловыми стойками т.с. В особенной степени это касается участков с наличием пешеходов и опасным перемещением поездов, машин и других участников:
- там, где он запрещен знаком 3.19;
- на пешеходных переходах с пешеходами;
- ж/д переездах;
- в местах с ограниченной видимостью (менее 100 м);
- в тоннелях, на мостах и под ними;
- вблизи остановочных пунктов (15 + 15 м);
- на автомагистрали (5.1) и дороге со знаком (5.3) в разрыв разделительной полосы.
n Движение задним ходом разрешено, если не создается помех для других участников движения (в сложных случаях - выезд со стоянок - необходима помощь других лиц), и запрещено там, где запрещен разворот (опять же из-за «мертвых зон»), а также на перекрестках, переходах и остановках марш.т.с. (т.е. в местах ограниченного обзора движения пешеходов даже при движении т.с. по короткой траектории).
РАСПОЛОЖЕНИЕ Т.С. НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ
n Положение т.с. на дороге определяется знаками и разметкой (ДВИЖЕНИЕ СТРОГО ПО ПОЛОСАМ - ( VIII ), а при их отсутствии - на основе правостороннего движения дорога с учетом ее ширины делится пополам на два направления и с учетом боковых интервалов при движении т.с. Наезд на прерывистую разметку полос разрешен только при перестроении. n В н.п. двигаемся по любой полосе, кроме крайней левой, начиная с третьей. Вне н.п. по крайней правой (выезд на левые полосы только при занятых правых). Движение между полосами не допускается, т.к. оно аварийно опасно (2000р).
n При парковке на обочину (при отсутствии сплошных разметок) т.с. должно быть полностью удалено с проезжей части.
n При парковке вблизи сплошных разметок обеспечиваем 3 м от борта до разметки для проезда габаритного т.с.
n На 3-х полосной проезжей части, разделенной прерывистой разметкой, встречные потоки движутся по соответствующим крайним полосам, а средняя полоса используется для маневрирования с обоих направлений (опережение, объезд, поворот налево и разворот). Т.е. при повороте или развороте т.с. перемещается в полосу маневрирования для ожидания проезда "помех справа". Движение по средней полосе прямо и выезд на встречную полосу - запрещены.
n Использование попутных трамвайных путей:
- для поворота или разворота, если нет других указателей, что движение строго по полосам (знаки 5.15.1 или 5.15.2);
- движение в прямом направлении только в пределах квартала, но не на перекрестке.
Последнее время много говорится о необходимости "изучать создание вокруг машины при движении безопасной зоны". Однако, этот вопрос в автошколах представлен уже лет 50, так что отдельного разбора, надеюсь, не требуется.
n При движении обеспечиваем безопасность, соблюдая дистанцию (D = V : 4ооо), рекомендуемую НИИБД, н-р, в н.п. при 60 км/ч дистанция не менее 15 м спереди и сзади, и боковой интервал (не менее 0,5 м).
n При интенсивном движении нельзя маневрировать, если м.б. помехи другим участникам дорожного движения.
n Т.с. с технической характеристикой скорости менее 40 км/ч движутся только по крайней правой полосе с выездом на левые для маневрирования (опережение, объезд, поворот
налево или разворот) или при разрешенной парковке слева.
n Поскольку ширина дорог IV категории (две полосы) не позволяет легковому транспорту развернуться за один приём (радиус разворота легковой машины в соответствии с руководством на т.с. составляет около 5м), ПДД гарантируют манёвр на ХХ. В крайних случаях можем воспользоваться описанным в разделе манёвром с учётом прилегающей территории.
n Маневрирование с использованием заднего хода и прилегающей территории производится в пределах только одной половины проезжей части (т.е., не мешая движению попутных и встречных т.с. на участке). При заезде в закрытую территорию (арку, подворотню), когда обзор естественно снижен, необходимо соблюдать осторожность, не создавая помех движению пешеходов и машин.
СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
Характеристика т.с. или условия НП Вне НП АМ
Легковая и грузовая до 3,5 т 60 90 110
Легковая с прицепом и грузовая > 3,5 т 60 90 минус 20 110 минус 20
Междугородные и маломестные автобусы, мотоциклы 60 90 90
Грузовые автомобили 60 70 90
n Скорость т.с. должна:
- обеспечивать безопасность движения (ВЫБОР СКОРОСТИ ПОЗВОЛИТ КОНТРОЛИРОВАТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ ПДД И ТРАЕКТОРИЮ МАРШРУТА ПРИ ВОЗНИКАЮЩИХ ОПАСНОСТЯХ - ( X ); наращиваем скорость с приобретением опыта движения и, соблюдая разрешенный скоростной диапазон (оптимальная скорость в городе составляет 45-55 км/ч, и она имеет длительную апробацию в Европе, где показала эффективность, снижая число ДТП);
- согласоваться с интенсивностью потока, а при движении с малой скоростью - не создавать помех на дороге;
- обеспечивать видимость дороги в направлении движения (соответствие БСФ / ДСФ тормозному пути; помнить также о сужении угла обзора по 6 градусов на сторону при увеличении скорости на каждые 15
км/ч).
n Зона торможения в числовом выражении равна (V:10) в квадрате : Ксц. Понятно, что при скорости 80 км/ч, имея торможение в 64м:0,8=80м, нельзя двигаться с БСФ, покрывающим светом всего 45-60м. Чтобы не оказаться ночью на середине реки или на дне пропасти тормозить надо в пределах видимого участка. Это значит за городом ночью едем с ДСФ.
n Как показали исследования НИИБД движение сужает сектор обзора. Сидим - видим вокруг себя почти на 180 градусов. При движении сектор активно сужается по 6 градусов с каждой стороны при каждых 15 км/ч. Отсюда напрашивается вывод, что при езде на машине надо почаще глядеть по зеркалам, оценивая обстановку вокруг. Отсюда напрашивается вывод, что при очень быстрой езде сектор обзора сольётся в точку. Глядя на загородную дорогу, мы действительно видим, как в перспективе она превращается в точку. Естественно наше желание увеличить боковой интервал, чтобы там вдали не оказаться лоб в лоб со встречным участником.
n При ДТП впереди водитель должен снизить скорость до минимума, предполагая возможную остановку т.с. регулировщиком. Проезжаем место аккуратно. Гаишник занят протоколом, схемой, замерами. Кругом куча народу: и водители, и пассажиры, и зеваки. И если первые хвостом ходят за инспектором, то остальные так и норовят оказаться у нас под колёсами.
n Психологически:
- скорость грузовика воспринимается большей (психологическое «давление» своими размерами, н-р, восприятие грузовика на встречной полосе при обгоне с выездом на нее), а мотоцикла - меньшей, чем в действительности (из-за чего мотоцикл не должен днем двигаться без ближнего света);
- в тумане, как и в темное время суток, восприятие скорости затруднено, поэтому т.с. кажется «стоящим» и не ощущается его перемещение, т.к. пропадает точка отсчета;
- в тумане увеличивается кажущееся расстояние до предметов, т.к. контуры находящегося перед нами т.с. скрадываются и его абрис уменьшается;
- при движении в лесу происходит мелькание предметов за окнами, что дает ощущение скорости, в отличие от движения по равнине, когда только спидометр дает представление о быстроте перемещения;
- увеличение скорости зрительно сужает кажущийся просвет (боковой интервал) между т.с. (эффект перспективы), что делает опасным попытку "проскользнуть" между ними;
- с увеличением скорости возникает ощущение сужения дорожного просвета, что требует увеличения бокового интервала при разъезде с другими т.с. для придания уверенности в безопасности;
- при небольшом перепаде скоростей перестройка сознания водителя на безопасное продолжение движения происходит достаточно быстро;
- значительные перепады в скорости (после длительного движения по АМ или МКД с продолжением движения в "белом городе") требуют от водителя обязательной паузы в движении для адаптации к резко изменившимся условиям реагирования;
- при длительном быстром движении у водителя идет накопление усталости, и возникает необходимость постоянной смены "труда" и отдыха (каждые 2ч - пауза 15мин (накапливающиеся), каждые 4ч - сон 20 мин, как у Вячеслава Штирлица), это подробно представлено в приказе Минтранса;
- накопление усталости требует движения на большие расстояния "с напарником", точно так же как это происходит у дальнобойщиков, водителей междугородных сообщений и т.д.
n Самое опасное время дня - это утренние и вечерние сумерки, когда марево перед глазами водителя сродни миражам. Нужно помнить, что длится такое время 25-30 мин. Чтобы домашние вас дождались из поездки - старайтесь переждать это время на парковке и не испытывайте напрасно судьбу.