УРОК 1
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЯ  (nosotros vamos ir a todo los juntos)
Урок 1
КАТЕГОРИИ АВТО Т.С. / ТЕРМИНЫ
УРОК 1    - КАТЕГОРИИ АВТО Т.С. / ТЕРМИНЫ
УРОК 2     - АДМИНИСТРАТИВНАЯ, УГОЛОВНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОБЯЗАННОСТИ ВОДИТЕЛЯ
УРОК 3     - ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ : ПРЕАМБУЛА / ЗНАКИ ПРИОРИТЕТА
УРОК 4     - ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ЗНАКИ / ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ ЗНАКИ
УРОК 5     - ЗНАКИ ОСОБЫХ ПРЕДПИСАНИЙ / ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ
УРОК 6     - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАКИ / ЗНАКИ СЕРВИСА
УРОК 7     - ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА / СВЕТОФОР И РЕГУЛИРОВЩИК / ПРИМЕНЕНИЕ АСС
УРОК 8     - НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ / РАСПОЛОЖЕНИЕ Т.С. НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ / СКОРОСТЬ
УРОК 9     - ОБГОН / ПАРКОВКИ (ОСТАНОВКИ-СТОЯНКИ)
УРОК 10     - ПРОЕЗД ПЕРЕКРЕСТКОВ / ПЕШЕХОДНЫЕ ПЕРЕХОДЫ И ОСТАНОВКИ МАРШРУТНЫХ Т.С.
УРОК 11   - ДВИЖЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПЕРЕЕЗД / ПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕШНИМИ СВЕТОВЫМИ ПРИБОРАМИ / БУКСИРОВКА / УЧЕБНАЯ ЕЗДА / ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ
УРОК 12     - УСЛОВИЯ ЗАПРЕТА ЭКСПЛУАТАЦИИ Т.С. И НЕ ТОЛЬКО...
Наша жизнь зиждется на трёх китах:
1
. соблюдать правила общественного    общежития.
2. быть благожелательным к окружающим.
3. следить за своим приличным внешним видом и внутренним состоянием.
Жизнь на дороге зиждется на трёх китах:
1. соблюдать правила поведения на дорогах.
2. быть вежливым, предупредительным и уважительным  ко всем участникам дорожного движения.
3. поддерживать автомобиль в исправном состоянии и в приличном внешнем виде.
СОКРАЩЕНИЯ ПО ТЕКСТУ
    АМ     - автомагистраль
    АСС   - аварийная (световая) сигнализация
    БСФ   - ближний свет фар
    ГО     - габаритные огни
    ДСФ  - дальний свет фар
    ДХО   - дневные ходовые огни
    Ксц   - коэффициент сцепления колес и дорожного покрытия
    Марш.ТС - маршрутные т.с. (автобус, троллейбус, трамвай)
    м.б.  - может  быть
    н-р    - например
    н.п.   - населенный пункт
    НРП  - нерегулируемый Х
    ПОЗ - потенциально опасная зона
    ПП    - пешеходный переход
    ПТФ  - противотуманные фары (фонари)
    РП     - регулируемый Х
    т.с.    - транспортное средство
    УДД  - участник(и) дорожного движения
    Х       - перекресток


КАТЕГОРИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

n
Категории (10) и подкатегории (6) автотранспортных средств:                                

*    А - мотоциклы;

*   
В - легковые и грузовые т.с. (мотоколяски) общей массой до 3,5 т, включая прицеп до 750 кг, и перевозящие до 8 пассажиров, помимо сиденья водителя, (с прицепом более 750 кг, не превышающим массу автомобиля без нагрузки - пассажиры+груз, - общей массой не более 3,5 т).

*    С - автомобили (грузовые т.с.), разрешенная максимальная масса которого (далее масса) свыше 3500 кг, а также сцепленные с прицепом, масса которого не более 750 кг;
*    D - автобусы и иные автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили, сцепленные с прицепом, масса которого не превышает 750 кг;

*    BE - автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, масса которого превышает 750 кг, при условии, что общая масса такого состава транспортных средств превышает 3500 кг;

*    CE - автомобили категории "C", сцепленные с прицепом, масса которого превышает 750 кг;
*    DE - автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, масса которого превышает 750 кг; сочлененные автобусы;
*    Tm - трамваи;
*    Tb - троллейбусы;

*    M - мопеды (мокики,скутеры) и легкие квадрициклы.

Подробности подкатегорий (А1, В1, С1, D1, C1E, D1E) см. "НОВОСТИ ДНЯ".

n
     Право на управление транспортными средствами предоставляется:
- ТС категории "M" и подкатегории "A1" - лицам, достигшим шестнадцатилетнего (16) возраста;
- ТС категорий "A", "B", "C" и подкатегорий "B1", "C1" - лицам, достигшим восемнадцатилетнего (18) возраста;
- ТС категорий "D", "Tm", "Tb" и подкатегории "D1" - лицам, достигшим двадцатиоднолетнего (21) возраста;
- составами ТС категорий "BE", "CE", "DE" - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий "B", "C", "D" в течение не менее двенадцати месяцев;
- составами ТС подкатегорий "C1E", "D1E" - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий "C", "D" либо подкатегорий "C1", "D1" в течение не менее двенадцати месяцев.


ТЕРМИНЫ

n
Дорога - обустроенный или приспособленный для движения объект, на котором действуют Правила Дорожного Движения (ПДД). Места передвижения транспортных средств (т.с.) и пешеходов, а также места, не предназначенные для движения (тротуары, обочины, резервные зоны, трамвайные пути, островки безопасности, кюветы, газоны). На всех дорогах  и ХХ установлено ПРАВОСТОРОННЕЕ ДВИЖЕНИЕ ( I ).
n
Главные дороги - это обустроенные дороги по отношению ко второстепенным дорогам: грунтовым (с низким Ксц колес и покрытия) или дорогам, на которых движение определяется очередностью, знаками или более низкой скоростью.
n
Проезжая часть - элемент дороги для движения т.с., ограниченный обочинами, тротуарами и/или разделительными полосами. Деление потоков на опасных участках производится одинарной сплошной линией при количестве полос на дороге не более трёх, и двойной сплошной - при четырёх и более полосах. Наезд и пересечение сплошных наказывается лишением прав от 4 до 6 месяцев гаишником или 5000р при видеофиксации. (Во Франции - лишение "прав" до 3 лет + 1800 евро).
n
Обочина - элемент дороги, примыкающий на одном уровне к проезжей части, отличающийся типом покрытия [м.б. отделен разметками 1.1, сплошной линией шириной 10-15см или 1.2, т.е. сплошной линией шириной до 40 см или узкой прерывистой] и используемый для движения <немеханических т.с.> и парковки. (ГОСТ -  пересечение сплошной разметки 1.1 и 1.2.1 для парковки разрешено только в крайних случаях).

n
Разделительная полоса (СНиП) - конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий её на смежные проезжие части и не предназначенный для движения безрельсовых т.с. и пешеходов. (СНиП Ширина разделительной полосы от 3 до 6м (м.б. до 13,5м), с подъёмом (углублением) уровня к середине или с укреплением бордюрами, с засевом травами и посадом кустарников. При ширине разделительной полосы более 3 м рекомендуется применять барьерные двусторонние металлические ограждения, а при ширине 3 м и менее - железобетонные ограждения парапетного типа). На разделительной полосе разрешается организация движения рельсового транспорта (СНиП) с устройством  посадочных площадок.
n
Разделительная полоса (по ПДД) - элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1 (ГОСТ - широкая сплошная до 40 см краевая), разделяющий её на смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки т.с.
n
Граница проезжей части - отделяет проезжую часть от зоны, где движение т.с. запрещено (тротуар, обочина, разделительная полоса) и м.б. выделена прерывистой или сплошной линией разметки.
n
Слева попутное направление проезжей части ограничено разметкой, делящей встречные потоки, или трамвайными путями, которые иногда м.б. использованы для движения т.с.
n
Полоса движения (ПДД)- любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
n
Полоса движения (ГОСТ)- часть дороги, достаточная для движения габаритного т.с. (бензовоза, шириной 2,55 м) с учетом боковых интервалов в один ряд. (ГОСТ и СНиП - полоса проезжей части автомобильной дороги, ширина которой устанавливается по максимально допустимой ширине пропускаемого транспортного средства, включая его габарит и зазоры безопасности. Выделяется или не выделяется разметкой. Ширина полосы зависит от  категории  дороги: 3,75м (I и II категорий), 3,5м (III категории) или 3,0м (IV категории). (СНиП Ширина полосы 4,5 м - скотопрогон, вне н.п.)). Для определения возможности движения важно знать, что ширина легкового т.с. 1,6 -1,7м, а мотоцикла около 1,0м. Ширина полосы пешеходно-транспортной улицы - 4,0м с ограничением скорости движения, не более 50 км/ч.

n
Перекресток (Х) - потенциально опасная зона (ПОЗ) дороги. Место пересечения, примыкания или разветвления дорог с примерно равными скоростями на одном уровне. Перекресток всегда один. Состоит из пересечения проезжих частей и участков маневрирования т.с. (с запретом в этих местах какой-либо парковки), по которым, по линии тротуаров, идет также движение пешеходов. На ХХХ идет движение т.с. и допускаются только технологические остановки для пропуска т.с. с приоритетом и для предотвращения ДТП. На перекрестке разрешены четыре направления движения: направо - прямо - налево - разворот.
n
Перекрестки:                           
  - равнозначных дорог (на котором учитывается ПРИОРИТЕТ ПОМЕХИ СПРАВА - ( II )) что определяется нашей посадкой в т.с. слева и недостаточным обзором вправо из-за угловой стойки т.с. и анатомии глаза с «мертвой» зоной справа);
    - неравнозначных (т.е. главных и второстепенных) дорог, когда т.с. на главной дороге имеет приоритет движения);
    - регулируемый (РП) - при наличии светофора или регулировщика;
    - нерегулируемый (НРП) - все другие или с постоянно мигающим желтым светофором (на Х, имеющем повышенную опасность).

n
Главной дорогой (по отношению к другим) является: 1) обустроенная дорога (с искусственным покрытием, разметкой, знаками и т.д.) по отношению к грунтовке с низким Ксц колес и покрытия; 2) она же по отношению к выезду с прилегающих территорий, имеющих ограниченный скоростной режим; 3) скоростная трасса (н-р, АМ) - по отношению к менее скоростным: 4) главная дорога 2.1 по отношению ко второстепенной дороге 2.4 и 2.5.

n
Прилегающая территория - смежная с дорогой территория, не предназначенная для сквозного движения (дворы, автостоянки, АЗС, территории организаций, предприятий и т.д.) и имеющая ограниченный скоростной режим движения, что отличает ее от тупика, где действует общегородской скоростной режим. Выезд с прилегающей территории перекрестком не является.
n
Пешеходный переход (ПП) - элемент дороги для движения пешеходов, ограниченный знаками (м.б. с «зеброй» или без, регулируемый или нерегулируемый). Движение для т.с. на ПП без остановки, маневрирования и только прямо. ПАРКОВКА У БОРДЮРА ЗА 5 м ДО ПП (обеспечив обзор «зебры» и пешеходов) ИЛИ СРАЗУ ЗА «ЗЕБРОЙ» - ( IX ).
n
Ж/д переезд - зона повышенной опасности (ПОЗ), где дорога для т.с. пересекается с ж/д путями на одном уровне (водителем переезд воспринимается как участок, ограниченный краями настила и рельсами, хотя на самом деле он занимает большее пространство), где исключается любое другое действие кроме движения т.с. прямо, без остановок и маневрирования. В Европе скорость на этом участке ограничена 25 км/ч (II передача), чтобы не перегружать подвеску т.с. и избежать внезапной остановки.
n
Участники дорожного движения (УДД) - водители, пассажиры, пешеходы. ВОДИТЕЛЬ, управляя тяжелым т.с., ОБЯЗАН БЫТЬ ПРЕДЕЛЬНО ВНИМАТЕЛЬНЫМ, НЕ СОЗДАВАТЬ ОПАСНОСТИ при движении И не причинять ВРЕД, Т.К. ПОСЛЕДСТВИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ М.Б. ОПАСНЫ ДЛЯ ЖИЗНИ ОКРУЖАЮЩИХ - ( IV ).
n
Регулировщик - представитель ГАИ, ВАИ, дежурные и т.д. - опознается по форме или повязке, обязан иметь удостоверение, жезл, флажок или  фонарь.

n
Транспортное средство (т.с.) - устройство для перевозки грузов и пассажиров.
n
Механическое т.с. - т.с., приводящееся в движение двигателем. Повышенная опасность и ответственность за безопасность других участников дорожного движения требует от водителя иметь при себе права и документы на т.с.
n
Мопед - двух/трёх колёсное т.с., приводимое в движение двигателем объёмом до 50 куб.см и имеющее конструктивную скорость до 50 км/ч (скутеры, мокики и др.).
n
Дневные ходовые огни (ДХО) - внешние световые приборы (окантовка фары светодиодами), расположенные спереди т.с. и предназначенные для улучшения видимости приближающегося т.с по встречному направлению или сзади (в зеркалах), а также и на пересекаемой дороге. Применимы в дневное время на любых дорогах.
n
Для обеспечения безопасности маневрирования в дневное время на т.с. должны быть включены или фары БСФ, или ПТФ, или ДХО. В тоннелях при движении используются только БСФ или ДСФ, сопровождаемые включением ГО.
n
Маршрутное т.с. - т.с. общественного пользования, двигающееся по спец. маршруту с обозначенными остановками (трамвай, троллейбус, автобус). В н.п. имеет приоритет движения в местах остановок. Двигается по маршруту, не подчиняясь некоторым дорожным знакам. Маршрутное такси - коммерческий вид транспорта, двигающийся на общих основаниях. Перевозя пассажиров, имеют право, как и такси, двигаться по "выделенке" с буквой "А".
n
Мотоцикл - 2-х и более колесное механическое т.с. массой до 400  кг.
n
Велосипед - т.с., приводимое в движение мускульной силой водителя. Таким т.с. разрешено движение по специальной полосе или в пределах 1,0м от края проезжей части.
n
Мах. Разрешенная Масса - масса т.с. с грузом, пассажирами, полным баком и т.д. (постоянна и определяется заводом-изготовителем) = Полная Загрузка. *Прочитать раздел ПДД - “Перечень условий, запрещающих эксплуатацию”.
n
Фактическая Масса - масса т.с. в конкретный момент времени (менее мах. разрешенной массы) = Снаряженное Состояние. (по п.1.5 Приложения ПДД "Неисправности..." парковка на уклоне и удержание т.с. ручником напрямую зависит от загрузки т.с.).

n
Приоритет (преимущество) - право на первоочередное движение, которое возникает при маневрировании, пересечении траекторий, при затрудненном разъезде.
n
Уступить дорогу (не создавать помех) - не предпринимать действий для возможного изменения движения (по направлению и/или скорости) других участников движения, имеющих приоритет. Т.е. не мешать тем, кто имеет приоритет.

n
Опережение - маневр в попутном направлении с выездом из занимаемого ряда и движением с увеличением (набором) скорости.
n
Обгон - маневр с опережением т.с., связанный с выездом на встречное движение (сторону проезжей части или полосу) и последующим возвратом на попутное направление (сторону проезжей части или полосу).
n
В населенном пункте разрешено двигаться по любым полосам попутного направления, кроме крайней левой, начиная с третьей, которая резервируется для спецтранспорта. Занимать ее разрешено в крайних случаях: пробки на дороге, маневрирование при объезде с опережением. Постоянное движение - только за 1500р (в Европе - от 500, но уже евро).
n
Вне населенного пункта запрещено двигаться в левых полосах при свободных правых (движение только в крайней правой). Счёт полос на дороге всегда ведётся от тротуара (обочины) к середине. Для обеспечения безопасности обязательно движение как можно дальше от встречного потока (на дорогах с разрешенной скоростью на участке более 80 км/ч).

n
Препятствие - неподвижный предмет  или дефект дороги (яма, открытый колодец), не позволяющий продолжить движение по полосе. Не является препятствием т.с. в заторе или на парковке.
n
Населенный пункт (н.п.): белые знаки с черными буквами названия н.п. или изображением застройки, на территории которых действуют ПДД (скорость до 60 км/ч), относящиеся к движению в н.п. (5.23); синий знак с белыми буквами названия н.п. на транзитной дороге со скоростным режимом и другими условиями, действующими на загородных дорогах (скорость не более 90 км/ч) (5.25). (Знаки 5.23.2 и 5.24.2 стоят перед н.п. без названия или на проселочных дорогах, ведущих в «белый» город).

n
Недостаточная видимость - видимость участка дороги менее 300 м, в связи с непогодой (туман и другие осадки) или временем суток (сумерки и т.п.). При движении в тумане противотуманные фары (ПТФ) освещают дорогу перед т.с. под пеленой тумана (это их основное, но не единственное назначение). ПТФ дают плоско-параллельный пучок света над дорогой и дополняют расширяющийся свет БСФ (или ДСФ). Т.е. включение ПТФ улучшает освещение под колесами (осадки - снег, дождь и т.д. - сумерки, темное время) при наложении световых потоков .

n
Ограниченная видимость (ПДД) - видимость дороги, ограниченная рельефом, параметрами дороги (повороты), растительностью, строениями, сооружениями и транспортными средствами.
n
Ограниченная видимость (реально по ПДД СССР) - видимость участка дороги менее 100 м, связанная с рельефом местности (подъемы, спуски), изменяющимся направлением (повороты) и т.д., исключающая безопасное маневрирование (развороты, обгон и т.д.). (100 метровая защита от неприятностей).


n
Остановка - преднамеренное прекращение движения у бордюра или на обочине на непродолжительное время (обычно до 5 мин), связанное с выгрузкой или высадкой пассажиров, когда 5 минутный период остановки м.б. превышен. Главное - водитель рядом и идет непрерывный процесс.
n
Стоянка - преднамеренное прекращение движения на время более 5 минут (парковка, при которой водитель оставляет запертую машину). «Защити» себя аварийкой или не глуши мотор, уходя от т.с., или оставь т.с.на попечение пассажиров при отлучке.

n
Вынужденная остановка - прекращение движения в связи с поломкой, состоянием водителя или пассажира, состоянием груза, дороги и т.д.

n
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - нарушение нормального режима движения т.с., когда происходит гибель людей, повреждение груза,  т.с., дорожных сооружений и т.д.
n Поскольку некоторые задачи из учебных пособий не полностью отвечают положениям ПДД, ГОСТ, СНиП и условиям безопасности, а лишь приблизительно описывают ситуацию, отвечать следует, выбирая "наиболее правдоподобное решение из предложенных" (2х2=? Варианты: 1). 4,5 2) 5 3) 6. Правильный ответ: 4,5.) Т.е. относительно небольшое количество задач (около 10 %) придется рассматривать как "тестилки", когда правильный ответ может не совпадать с предложенными вариантами, или может противоречить комментарию. Помечены флажками. Поэтому. УЧИТЕ ПДД. Консультируйтесь чаще с преподавателями, которым доверяете.
в таблице первые цифры - номер билета, а вторые - номер вопроса
© 2006-2023 И.ФОМИН