АДМИНИСТРАТИВНАЯ, УГОЛОВНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
n Различают дисциплинарные, административные, уголовные и гражданские нарушения. Дисциплинарная ответственность регламентирует нарушения внутреннего распорядка организации согласно ТК (трудовому кодексу).
n Административная ответственность (АО) регламентируется кодексом (КоАП) об административных правонарушениях (принятом Думой) и определяется судом или ГАИ.
§ АО регламентирует:
- единичные и систематические нарушения ПДД;
- управление в нетрезвом виде;
- штрафы за нарушение правил регистрации и эксплуатации т.с.;
- причинение легких и средних травм;
- работу органов ВД;
- работу транспортной инспекции (грузоперевозки);
- права лица, привлекаемого к АО;
- порядок исполнения лишения прав и наложения штрафов и т.д. (н-р, выпуск на линию неисправных т.с.; нарушения при ремонте дорог, сооружений, ж/д переездов).
§ Меры: предупреждение, штраф, лишение прав (max до 3 лет), исправительные работы до 6 месяцев (с вычетом 20%), задержание или конфискация орудия правонарушения (т.с.), административный арест до 15 суток.
§ ПОМНИТЕ! При составлении протокола за нарушение ПДД:
1) нужен свидетель в НАШУ пользу;
2) должна быть указана нарушенная статья Правил, а не простое описание ситуации (иначе протокол м.б. признан недействительным);
3) водитель имеет право дать своё видение возникшей ситуации;
4) обязательно подписать протокол и взять на руки свой экземпляр.
§ Употреблять алкоголь, наркотические и психотропные вещества после ДТП, до освидетельствования или его отмены запрещено.
n Уголовная ответственность (УО) наступает при совершении ДТП со смертью и тяжелыми травмами людей (а также повреждение т.с., дорожных сооружений и особо крупный материальный ущерб с отягчающими обстоятельствами).
§ УО наступает по решению суда, когда определяется степень вины и ответственность сторон. Это м.б. штраф, лишение прав, исправительные работы, лишение свободы, конфискация орудия совершения правонарушения, запрет занимать определенные должности. Однако, при смягчающих обстоятельствах мера м.б. условной, до первого нарушения (испытательный срок).
n СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ! К водителю за одно и то же действие м.б. применена
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ИЛИ УГОЛОВНАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, НО НЕ ОБЕ ОДНОВРЕМЕННО
n Гражданская ответственность (ГО) наступает всегда и может объединяться с другими мерами ответственности. Регламентируется ГК РФ и предусматривает возмещение материального ущерба (м.б. безусловное освобождение от ответственности или уменьшение размера возмещения по решению суда из-за имущественного положения причинителя или из-за причинения меньшего вреда, предотвращая большее).
§ Статья 1079. Если т.с. не поддается управлению (скользко и т.п.) - ущерб возмещается владельцем. Если доказан умысел пешехода или наличие стихии (непреодолимое препятствие), водитель освобождается от ответственности и материального возмещения.
§ Уточнить штрафные санкции по КоАП можно в самом Кодексе или в конце брошюры ПДД.
ОБЯЗАННОСТИ ВОДИТЕЛЯ
n Водитель должен иметь на руках и предъявлять сотрудникам полиции (инспекторам ГАИ и участковым):
- паспорт РФ (желательно иметь штамп с группой крови и резус-фактором);
- водительское удостоверение и/или временное разрешение;
- регистрационные документы на т.с. (свидетельство о регистрации, техпаспорт, техталон*);
- документ на право владения, пользования или распоряжения (доверенность и прочее);
- страховой полис обязательного страхования авто гражданской ответственности (ОСАГО);
- путевой лист и/или документы на перевозимый груз (накладная, чек).
- * с 1 января 2012 года, привычная карточка талона технического осмотра уходит в прошлое, вместо нее будет выдаваться диагностическая карта (при ГТО ГИБДД или ТО у дилера), которую потребуется предъявить при заключении договора ОСАГО. Т.е. с собой возить ее будет не обязательно.
n При осуществлении международного движения водитель обязан иметь на руках и предъявлять инспекторам дорожной полиции:
- международные водительские права (8-ми язычные, выданные на период действия российского водительского удостоверения, т.е. три раза по три года);
- документы на т.с.;
- "зеленая карта" (аналог российского страхового свидетельства).
n В Европе - движение без соответствующих документов штраф от 600 евро, без ремней - от 300 евро, без светоотражающего жилета - от 50 евро, разговор по мобильнику - от 300 евро, превышение скорости - от 1000 евро...
n При движении водитель обязан обеспечить защиту себя и пассажиров ремнями безопасности. Данное положение касается всех без исключений категорий т.с., оборудованных ремнями безопасности.
n Проверить перед выездом исправность т.с. (рабочая тормозная система, рулевое управление, сцепка, внешние световые приборы при движении в дневное, в темное время или при недостаточной видимости, стеклоочиститель при осадках со стороны водителя, гудок, глушитель и т.п.).
n Запрет эксплуатации при отсутствии на т.с. деталей, предусмотренных конструкцией, см. в ПДД п.7.4 раздела «Перечень условий, запрещающих эксплуатацию…».
n При возникновении в пути неисправностей, запрещающих (ограничивающих) эксплуатацию т.с., водитель обязан их устранить, а при невозможности - следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности (т.е. включить АСС).
n Предоставлять т.с. сотрудникам полиции в случаях, предусмотренных
законодательством: 1) проезд к месту стихийного бедствия или в срочных случаях (к месту ДТП); 2) транспортировка поврежденных т.с. после ДТП.
n Предоставлять т.с. медработникам: 1) проезд для оказания медицинской помощи; 2) перевозка граждан в учреждения МЗ РФ при угрозе их жизни (но только с их сопровождением).
n При ДТП следует:
- остановить т.с., включить АСС и выставить знак аварийной остановки;
- зафиксировать детали, относящиеся к факту ДТП (возможна фотосъемка);
- оказать доврачебную помощь пострадавшим (остановка кровотечения);
- вызвать сотрудников ГАИ и скорую помощь.
n ПОМНИТЕ! При создании помехи для движения следует организовать объезд места ДТП; убирать т.с. на обочину можно только после начала разбора ДТП сотрудниками ГАИ и их разрешения или после разрешения на это нашего страхователя (не “смазать картину” ДТП).
n При отсутствии пострадавших в ДТП и незначительных повреждениях по взаимному согласию водители могут составить схему происшествия (с привязкой тремя размерами) и, подписав ее, прибыть на ближайший пост ГАИ (ДПС) для оформления происшествия.
n Владелец обязан фиксировать т.с. на стоянке (ручной тормоз), а также принимать меры против угона (предполагается наличие механической и - рекомендация - электронной противоугонных охранных систем). В противном случае ДТП, совершенное на угнанном т.с., налагает на владельца всю ответственность. Пункт 12.8. ПДД.
ОБЯЗАННОСТИ ПАССАЖИРА
n Пассажир в машине и междугородном автобусе должен быть защищен ремнями безопасности.
n При движении на мотоцикле (мопеде) участники движения должны быть в застегнутых шлемах.
n Посадка должна производиться со стороны тротуара или обочины, а при невозможности - со стороны проезжей части при обеспечении безопасности для себя и других УДД.
n Пассажир во время движения не должен отвлекать водителя от управления, стоять в бортовых машинах, открывать двери во время движения.