УРОК 4
Урок 4
ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ЗНАКИ / ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ ЗНАКИ
УРОК 1    - КАТЕГОРИИ АВТО Т.С. / ТЕРМИНЫ
УРОК 2     - АДМИНИСТРАТИВНАЯ, УГОЛОВНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОБЯЗАННОСТИ ВОДИТЕЛЯ И ПАССАЖИРА
УРОК 3     - ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ : ПРЕАМБУЛА / ЗНАКИ ПРИОРИТЕТА
УРОК 4     - ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ЗНАКИ / ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ ЗНАКИ
УРОК 5     - ЗНАКИ ОСОБЫХ ПРЕДПИСАНИЙ / ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ
УРОК 6     - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАКИ / ЗНАКИ СЕРВИСА
УРОК 7     - ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА / СВЕТОФОР И РЕГУЛИРОВЩИК / ПРИМЕНЕНИЕ АСС
УРОК 8     - НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ / РАСПОЛОЖЕНИЕ Т.С. НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ / СКОРОСТЬ
УРОК 9     - ОБГОН / ПАРКОВКИ (ОСТАНОВКИ-СТОЯНКИ)
УРОК 10     - ПРОЕЗД ПЕРЕКРЕСТКОВ / ПЕШЕХОДНЫЕ ПЕРЕХОДЫ И ОСТАНОВКИ МАРШРУТНЫХ Т.С.
УРОК 11   - ДВИЖЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПЕРЕЕЗД / ПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕШНИМИ СВЕТОВЫМИ ПРИБОРАМИ / БУКСИРОВКА / УЧЕБНАЯ ЕЗДА / ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ
УРОК 12     - УСЛОВИЯ ЗАПРЕТА ЭКСПЛУАТАЦИИ Т.С. И НЕ ТОЛЬКО...
 
ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ЗНАКИ

Предупреждающие знаки применяют для информирования водителей о характере опасности и приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.


n
Знаки 1.1, 1.2, 1.5-1.33 устанавливаются в зоне с ограниченной  видимостью: в н.п. - за 50-100 м до опасного участка, а вне  н.п. - за 150-300 м до начала опасного участка в зависимости от разрешенной максимальной скорости движения, условий видимости и возможности размещения.
n
Вне н.п. знаки 1.1, 1.2, 1.9, 1.10, 1.11, 1.12, 1.21, 1.23 и 1.25 дублируются за 50 м до опасного участка (пп.5.2.3 и 5.2.4 ГОСТ).

n При невозможности стандартной установки предупреждения, знаком с табличкой 8.1.1 указывается расстояние до начала действия. Зона действия знака указывается табличкой  8.2.1, а направления и расстояния  - 8.1.3 и 8.1.4. Предупреждающий знак с табличкой 8.1.3 или 8.1.4 при расстоянии между перекрестком и началом опасного участка менее 20 м допускается устанавливать на пересекающей дороге на расстоянии 50-60 м от перекрестка, в этом случае знаки 1.1, 1.2, 1.5, 1.9, 1.10 устанавливают обязательно.
n
Повторные предупреждающие знаки с табличкой 8.1.1, кроме знаков 1.4.1-1.4.6, допускается устанавливать между перекрестком и началом опасного участка в случаях, если расстояние между ними составляет 20-150 м вне населенных пунктов и 20-50 м - в населенных пунктах. Повторные знаки 1.1, 1.2, 1.5, 1.9, 1.10 устанавливают обязательно.

·1.1 остановка т.с. на переезде за 5 м до закрытого шлагбаума (место, резервируемое для "скорой помощи"). Установка знака совместно с 1.4.1, 1.4.3, 1.4.4 и 1.4.6 (т.е. в начале и конце зоны предупреждения).
·1.2 остановка т.с. на переезде за 10 м до первого рельса (в месте установки знаков 2.5 2.3). Установка знака совместно с 1.4.1, 1.4.3, 1.4.4 и 1.4.6 (т.е. в начале и конце зоны предупреждения).

    ь
Знаки установлены на федеральной дороге вне зоны отчуждения (10 м от крайнего рельса), принадлежащей МПС (или по-современному РЖД).

·1.3 необорудованные переезды (1. - обязательный контроль стороны ушедшего поезда, т.к. возможно его возвратное движение (а это часто м.б. в промзонах городов); 2. - контроль обеих сторон железной дороги).
·1.4.1-1.4.3 вне н.п. справа от переезда с наклоном полос к проезжей части. С тремя полосами - за 150-300 м, с двумя - за 100 м и одной - за 50 м (т.е. ценз полоски = 50 м). Первый и третий знак дополнен сверху характеристикой переезда.
·1.4.4-1.4.6 вне н.п. слева от переезда (на дороге с двумя и более полосами одного направления).

    По ЕвроПДД движение на данном участке требуется производить на II передаче при скорости до 25 км/ч.
 
·1.5 приближение к трамвайной линии, которая пока не видна (ограниченная видимость < 50 м), и где трамвай может оказаться в приоритетных условиях.
·1.6 на равнозначном перекрестке приоритетом обладает т.с. справа от нас (помеха справа). Знак «говорит» о наличии  равнозначного ХХХ в зоне ограниченной видимости или стоит в случае, когда статус грунтовки «поднят» до дороги равного значения.  Этот основной принцип движения встречается и на сужающихся участках дорог (см. знаки 1.20).
 
·1.7 на участке с круговым движением ПРЕДСТОИТ ПОВОРОТ ИЗ КРАЙНЕЙ ПРАВОЙ В КРАЙНЮЮ ПРАВУЮ ПОЛОСУ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ВКЛЮЧЕНИЕМ ПРАВОГО ПОВОРОТНИКА - ( VI ).

·1.8 светофор в зоне с ограниченной видимостью или сразу за поворотом.
·1.9-1.10 приоритет т.с., двигающихся из-под этих знаков, покидающих узкие участки дорог. Знак 1.10 устанавливают независимо от наличия дорожного ограждения.
 
·1.11-1.12 закругление дороги малого радиуса или с ограниченной видимостью (м.б. табличка 8.2.1 по протяженности сложного участка). Перед опасными (крутыми) поворотами следует снизить скорость (понизить влияние центробежной силы F=mV2/R). Исключить занос, сглаживая траекторию движения, помогает вход в правый поворот от левой стороны полосы (или от осевой линии), а в левый - от правой стороны полосы (края проезжей части или обочины).
    Для обеспечения безопасности двигаемся на поворотах со скоростью до 50 км/ч. Включение поворотника не обязательно. При  движении т.с. с прицепом следует учитывать его смещение к центру поворота (как и задняя часть трейлера, автобуса...).
    Парковка не ближе 100 м вблизи поворота, не закрывая его обзор и не представляя угрозу столкновения или наезда.
·1.13 1) водитель обязан пропустить поднимающуюся машину, движение которой всегда затруднено (скатывающая сила на наклонной плоскости); 2) снизить скорость, применив двойное торможение: чтобы не перегружать и не перегреть тормозные колодки с потерей эффективности торможения, предварительно понизить передачу (чем круче спуск, тем ниже передача), произведя торможение двигателем, а затем "помогать" машине ножным тормозом.

·1.14 крутой или затяжной подъем, на котором заранее выбираем II или III передачу. 1) на подъеме нельзя менять передачу, чтобы не заглох двигатель; 2) запрещен обгон в конце подъема (ограниченная видимость); 3) запрет остановки ближе 100 м за переломом дороги, т.е. на участке с ограниченной видимостью.

Ш Знаки 1.13 и 1.14 м.б. установлены непосредственно на подъемах и спусках, если те следуют друг за другом.

·1.15  дорога с низким коэффициентом сцепления (Ксц < 0,4, когда обычно это 0,8) колес и покрытия (м.б. табличка с синей снежинкой типа 8.5.1). Снижение скорости, увеличение дистанции, бокового интервала и запрет обгона. Установка в местах некачественного асфальтового покрытия (не "ноздреватого") или на мостах, где покрытие из-за большой влажности промерзает в первую очередь (при плюс 7 градусов) с образованием коварной наледи.

·1.16 на дороге с ухабами (выбоинами, просадками) на подвеску действуют динамические нагрузки, вызывая вибрацию на т.с., и возникает «виляние» колес за счет люфта сопрягающихся деталей в рулевом управлении. Это может сделать т.с. неуправляемым. Рекомендован закрытый хват руля с раздвижением локтей в стороны. Для обеспечения безопасности скорость легковых т.с. ограничена 50 км/ч, а грузовых - 40 км/ч.
·1.17 искусственная неровность на дороге (“лежачий полицейский”) для принудительного снижения скорости перед детскими, учебными заведениями и т.п. (дублируется знаком 5.20). По ЕвроПДД - движение на II передаче при скорости 20-25 км/ч.

·1.18 впереди ремонт дороги, где скорость гравия, летящего из-под колес, может достигать 150 км/ч (может выбить стекла или повредить кузов). Снизить скорость, увеличив дистанцию между т.с. (расстояние между капотом и багажником т.с. в одном направлении движения). Принять т.с. правее, увеличив интервал (расстояние между бортами т.с. по всей ширине проезжей части). Запрет обгона. М.б. табличка 8.2.1 (протяженность действия). Уберечь стекла и кузов позволяет движение по образовавшейся утрамбованной колее или обочине, где меньше камней.
·1.19 съезд на обочину опасен, н-р, на краю оврага, спуска к реке (дублирует табличку 8.12), когда обочина не соответствует требованиям ГОСТ для осуществления парковки (раскисшая, глинистая, без укрепления и др.).
·1.20 При движении на участке ПРИОРИТЕТ Т.С. НА ПРАВОЙ ПОЛОСЕ, У КОТОРОГО НЕТ ПОМЕХИ СПРАВА (1.20.1), ИЛИ - Т.С., ДВИГАЮЩЕГОСЯ В ПРЯМОМ НАПРАВЛЕНИИ. ЭТИ ЖЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЙСТВУЮТ И ПРИ МАНЕВРИРОВАНИИ - ( VII ). В н.п. перед участками с уменьшением ширины проезжей части на одну и более полос, а вне н.п. при сужении более 0,5м. Также перед искусственными сооружениями (мосты, тоннели), если в их пределах ширина проезжей части меньше, чем на подходах к ним.

·1.21 I). из-за дорожных работ встречные потоки последовательно двигаются по свободной полосе или проезжей части (перестраивающиеся т.с. двигаются по возможности правее или по крайней правой полосе), т.е. м.б. в местах установки знака 6.19.2; II), или  с улицы одностороннего движения за перекрестком попадаем на улицу с двусторонним потоком.
·1.22 внимание к пешеходам на ПП в зоне с ограниченной видимостью или за поворотом.
·1.23 повышенное внимание вблизи детских и учебных учреждений (из-за непредсказуемости детского поведения) и ограничение скорости. Запрет парковок, ограничивающих обзор движения детей (по стороне размещения), и обгона. М.б. табличка 8.5.4 о времени действия. В н.п. знак м.б. повторен за 50 м и непосредственно в начале опасного участка.
·1.24 приоритет т.с., пересекающего велодорожку под прямым углом, имеющего лучший обзор дороги и двигающегося с большой скоростью, а затем - велосипеда перед поворачивающими т.с.
 
·1.25 при краткосрочных работах за 50 м или за 10-15 м (м.б. непосредственно на ограждении, или в н.п. повторен непосредственно в начале опасного участка). Снижение скорости проезда, т.к. на дороге могут оказаться рабочие, инструмент и оборудование. Движение может определяться оранжевой временной разметкой.
·1.26 часто временный или переносной (на проезжей части при прогоне скота). Также перед участками, проходящими вдоль скотных дворов, ферм и т.д.
·1.27 в заповедных зонах, расположении охотхозяйств, где появление зверей потребует внимания от водителя. Снижение скорости. М.б. с табличкой 8.2.1 по зоне действия (контроль по одометру). Объезд зверя - только сзади.
·
1.28  м.б. с табличкой “тихий ход” там, где шум двигателя может вызвать снежную лавину, камнепад или обвал. Снижение скорости, т.к. камни м.б. сразу за поворотом.
·1.29 при выезде с защищенного от ветра участка сильный боковой ветер опасен давлением на развитую боковую поверхность т.с. Снижение скорости и готовность к отклонению т.с. от прямолинейного движения. Избежать «увода» т.с. помогает небольшой поворот передних колес к направлению ветра. Знак необходим на горных перевалах, мостах, вдоль ущелий и рек. где возможны порывы ветром.

·1.30 опасность для водителя, возникающая за счет своей внезапности, при движении по дорогам вблизи аэродромов, где летательные аппараты проходят на низкой высоте.
·1.31 на участке с ограниченной видимостью въезда в тоннель (когда въездные порталы становятся видны с расстояния < 150 м) и без искусственного освещения. Дополняется табличкой 8.2.1 (протяженность действия) перед извилистым тоннелем, когда из-за поворотов, меняющихся габаритов и перепадов уровней можно не увидеть конец тоннеля. В н.п. ставится при въезде в тоннель, имеющий плиты перекрытий, представляющие опасность при въезде и движении. Двигаемся с БСФ+ГО или ДСФ+ГО в зависимости от разрешенной скорости в месте расположения тоннеля.
·1.32 предупреждение об участке с образовавшимся затором (м.б. применение на цифровом трафарете с изменяемым изображением, дающим информацию о заторе, объезде или по предупреждениию иных опасностей впереди). Располагается перед ХХХ, откуда возможен объезд соответствующего участка.
·1.33 впереди участок с непредусмотренными другими знаками опасностями (выступы скал при въезде в тоннель, не огражденные обрывы, места появления тумана и т.п.). Приклеенный на машину знак для окружающих водителей ничего не означает, а только вызывает злость гаишника ("чем клеить глупости, лучше ПДД учите, с Вас 500р").
·1.34 возможен занос на дороге с опасными (крутыми) поворотами малого радиуса и ограниченной видимостью (установка совместно со знаками 1.11 - 1.12, когда отклонение оси дороги от прямой составляет более 30 градусов). При приближении к такому повороту оценить дальнейшее движение затруднительно (с одной стрелой ставится не менее четырёх знаков с разрывами в 20м). Помните о безопасных 50 км/ч на таких участках. Ставится на участках ремонта  дорог (направление движения при объезде), а также на участке кругового движения (на центральной клумбе) против соответствующего въезда. Знак 1.34.3 ставится на т-образном ХХХ, не имеющем прямого направления.
1.35 приближение к перекрестку с желтой сеткой (разметка 1.26) на его участке, выезд на который запрещен из-за образования по пути следования затора, который вынудит водителя при остановке создать препятствие в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях установленных ПДД. Устанавливается на границе перекрёстка, а на сложных перекрёстках – на расстоянии не более 30 метров до него. Время "стояния" на сетке не более 5 секунд !
 
ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ ЗНАКИ


n Разрешенные направления или режимы движения т.с. на перекрестках и дорогах с двумя полосами попутного направления. Предписание движения на круговых участках, вело- и пешеходных дорожках, скоростных перегонах.
    
·4.1.1 располагаясь перед перекрестком, действует (аналогично знакам 4.1.2 - 4.1.6) только на первое пересечение проезжих частей,  с движением в данном случае т.с. только прямо (см. рис.слева). Находясь в начале квартала, знак действует до следующего перекрестка (может дублировать сплошные разметки 1.1 и 1.3). Движение ограничено правой половиной проезжей части (запрет разворота и поворота налево в квартале). Разрешены въезд на прилегающие территории только справа (дворы, АЗС, ограниченные территории и т.д.) и движение в квартале задним ходом.

n Направления движения первой полосы определяется знаком (и общими требованиями регламента), а вторая полоса, не пересекаясь с первой, двигается в оставшихся разрешенных направлениях на ХХХ.
·4.1.2 движение только направо из крайней правой в крайнюю правую полосу. В Европе движение через данный участок на II передаче при скорости до 25 км/ч. 
·4.1.3 движение налево в два ряда и разворот из крайней левой полосы.
·4.1.4 первая полоса движется прямо и направо, а вторая - только прямо.
·4.1.5 первая полоса движется прямо и налево, а вторая - только налево (2ой ряд) и разворот. (Или: первая полоса движется только прямо, а вторая - прямо, налево и разворот. Это в случае перехода за ХХ в две попутные полосы).
·4.1.6 поворот направо из первой полосы, из второй - только налево и разворот.

·4.2 на тумбе в месте деления потоков разделительной полосой, приподнятых островков (направляющих или безопасности) или там, где указывает направление движения при объезде с разрешением пересечения любых разметок на дороге (м.б. с красной табличкой 8.22 на опасных для проезда выступающих элементах).

Там, где на крестообразном ХХ возникали частые столкновения на пересекающихся дорогах, организуется круговое движение. Если мысленно поделить круг двумя перпендикулярными диагоналями, мы получаем четыре самостоятельных ХХ, где пересекается дорога и одна из частей участка кругового движения.

·4.3 В случае установки только знака 4.3 въезд на участок кругового движения аналогичен въезду на пересечение неравнозначных дорог, где въезжающее т.с. не будет иметь приоритет (т.с. на кругу признается приоритетным). Если установлен знак 2.1 и указано табличкой направление главной дороги, въезжающий на круг водитель обладает приоритетом. Обязательное включение правого поворотника заранее до въезда на круг.
    Если т.с. въезжают на участок кругового движения с двух полос, то с левой полосы можно сразу въехать на внутренний круг (движение в левый проезд и на разворот), а с правой полосы - на внешний (двигаться для поворота в правый проезд или прямо по кругу).
    При проезде участка кругового движения налево и на разворот - перестроение сначала на внутренний круг, а затем на внешний - перед поворотом направо для съезда с участка кругового движения.
    Парковка на кругу разрешена только при обеспечении 5 м участков маневрирования на углах закруглений (это возможно, н-р, на участке, где нет боковой дороги или при отсутствии запрета, т.е. на протяженном участке более 15м  с круговым движением). Т.е.на участке между соседними "перекрестками" круга.
    При установке знака 2.4 («уступи дорогу»), водители обязаны пропустить т.с., двигающиеся как по главной дороге по любой полосе участка кругового движения.
 
·4.4  движение велосипедистов старше 14 лет и водителей мопедов. Расположение дорожки для данных участников или выделенная для них полоса движения. С 08.04.2014.
·4.5.1 движение пешеходов и велосипедистов до 7 лет (т.е. велосипедистов под присмотром родителей).
·4.5.2  движение пешеходов и велосипедистов до 14 лет. Небольшая скорость таких велосипедистов и ограниченные навыки вождения, по идее, не создадут значительных неудобств в совместном движении.
·4.5.4-4.5.5  раздельное движение велосипедистов и пешеходов. Велосипедисты до 7 лет двигаются по пешеходной части (аналогично и при перевозке на велосипеде), а старше - только по велосипедной части.
·4.4-4.5 запрещено движение механических т.с., а при знаке 4.4 - пешеходов. При отсутствии велодорожек движение велосипедов (мопедов - 4.4) осуществляется в пределах 1м по правому краю проезжей части или по обочине. Движение велосипедистов по тротуару или пешеходной дорожке допускается только при ограничении возраста (до 14 лет) или отсутствии на данной территории специальных велодорожек.

·4.6 нижний предел скорости на участке дороги (н-р, в н.п. - скорость в интервале от 50 до 60 км/ч или до мах допустимой на участке) увеличивает поток т.с. на скоростных перегонах и затяжных подъемах. Действие до ХХХ или конца н.п. (без ХХХ).Запрет для тихоходов, учебных т.с. и буксировки. Табличка 8.14 указывает на полосу с особым скоростным режимом.
·4.7 в конце участка или полосы соответствующего движения.

·4.8 разрешенные направления для т.с. с опасными грузами (т.с. м.б. с желтым проблесковым маячком, который не дает приоритета, если только техника не выполняет специальных уборочных работ). Табличка 8.19 указывает перечень классов опасности. "Опасные грузы" - грузы, способные при перевозке создать угрозу для людей, нанести вред окружающей среде или нанести вред материальным ценностям.

    Ш Действие знаков 4.1.1 - 4.1.6 не распространяется на маршрутные т.с.
                                                                                     © 2006-2023 И.ФОМИН