Урок 5
Урок 5
ЗНАКИ ОСОБЫХ ПРЕДПИСАНИЙ / ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ
УРОК 1    - КАТЕГОРИИ АВТО Т.С. / ТЕРМИНЫ
УРОК 2     - АДМИНИСТРАТИВНАЯ, УГОЛОВНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОБЯЗАННОСТИ ВОДИТЕЛЯ И ПАССАЖИРА
УРОК 3     - ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ : ПРЕАМБУЛА / ЗНАКИ ПРИОРИТЕТА
УРОК 4     - ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ЗНАКИ / ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ ЗНАКИ
УРОК 5     - ЗНАКИ ОСОБЫХ ПРЕДПИСАНИЙ / ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ
УРОК 6     - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАКИ / ЗНАКИ СЕРВИСА
УРОК 7     - ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА / СВЕТОФОР И РЕГУЛИРОВЩИК / ПРИМЕНЕНИЕ АСС
УРОК 8     - НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ / РАСПОЛОЖЕНИЕ Т.С. НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ / СКОРОСТЬ
УРОК 9     - ОБГОН / ПАРКОВКИ (ОСТАНОВКИ-СТОЯНКИ)
УРОК 10     - ПРОЕЗД ПЕРЕКРЕСТКОВ / ПЕШЕХОДНЫЕ ПЕРЕХОДЫ И ОСТАНОВКИ МАРШРУТНЫХ Т.С.
УРОК 11   - ДВИЖЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПЕРЕЕЗД / ПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕШНИМИ СВЕТОВЫМИ ПРИБОРАМИ / БУКСИРОВКА / УЧЕБНАЯ ЕЗДА / ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ
УРОК 12     - УСЛОВИЯ ЗАПРЕТА ЭКСПЛУАТАЦИИ Т.С. И НЕ ТОЛЬКО...
 
ЗНАКИ ОСОБЫХ ПРЕДПИСАНИЙ

n  Введение особенных режимов движения на многополосных и пересекающихся дорогах, а также правила расположения т.с. при движении.

·5.1 и 5.3 скоростные трассы повышенной пропускной способности с разделительной полосой или без, и транспортными развязками вправо.
    ЗАПРЕТ движения тракторов и строительно-дорожной техники. ЗАПРЕТ: движение тихоходных (до 40 км/час) т.с. и пешеходов, буксировка, движение задним ходом, движение и маневрирование грузовиков весом 3,5 т далее 2-ой полосы, разворот в технологические 30м разрывы разделительной полосы через 2км (кроме обслуживающих АМ т.с.), движение и маневрирование т.с. массой > 2,5 т по крайней левой полосе (из-за возможного заноса задней части т.с. при маневре).
    ЗАПРЕТ: парковка вне спец. площадок, движение по левым полосам при свободных правых. М.б. табличка
8.3.1 (направление). Знак 5.1 - самостоятельный, а знак 5.3 применяется только со знаком 3.24.

    ь   С 2013 года. Примечание к п 10.3 ПДД. По решению собственников или владельцев автомобильных дорог может разрешаться повышение скорости на участках дорог для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. В этом случае величина разрешенной скорости не должна превышать значения 130 км/ч на дорогах, обозначенных знаком 5.1, и 110 км/ч на дорогах, обозначенных знаком 5.3.
    ь    На дорогах со знаками 5.1, 5.3 или там, где разрешена скорость > 80 км/ч, т.с. должны двигаться ближе к правому краю проезжей части (аналогично движению по загородной дороге).

·5.2 и 5.4 для обеспечения безопасной скорости движения напоминание за 1000 и 400 м о необходимости заранее снизить скорость перед дорогой с более низким max разрешенным скоростным уровнем.

·5.5 увеличение потока т.с. за счет одностороннего движения в направлении, указанном знаком. Действует на квартал. Парковки с обеих сторон. Разрешено движение задним ходом. Повороты направо и налево только из соответствующих крайних полос. ЗАПРЕТ разворота и поворота из средних полос, противоречащих принципу одностороннего потока и принципам маневрирования. В квартале крайняя левая или правая полоса занимается, как и везде, при интенсивном движении и для предстоящей парковки у бордюра.
·5.7 исходя из 4 возможных направлений на перекрестке, дальнейшее движение ЗАПРЕЩЕНО только для поворота на встречное направление (т.е. двигаемся прямо, на разворот или поворачиваем по стрелке).

·5.8-5.10 особый режим движения на участке с изменением количества полос в направлении наибольшего потока, регулируемого реверсивными светофорами (т.е. с поочередным предоставлением права на движение по реверсивным полосам в противоположном направлении). При повороте на дорогу с неизвестным  характером  движения по реверсивной полосе занимать ее запрещено. При выключенных реверсивных светофорах "выделенка" блокируется для движения, превращаясь в резервную зону со сплошными линиями разметки, а смежные реверсивные полосы - разделенные разметкой 1.9, становятся полосами, разделенными двойной сплошной 1.3.
·5.11.1 движение марш. т.с. навстречу основному потоку с односторонним движением по выделенной полосе.
·5.11.2 движение велосипедистов и водителей мопедов осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.
·5.12 окончание участка с выделенными полосами движения марш. т.с. или велосипедистов.
·5.13.1(2) перед Х информирует о движении по прилегающим улицам с полосами для маршрутных т.с. При повороте направо в такую полосу попутного направления следует сразу начать перестроение в 5 метровой зоне Х на вторую полосу для дальнейшего движения (двигаться и маневрировать по полосе со знаком 5.14 или разметкой 1.23 «А» запрещено). Прерывистая разметка полосы «А» (1.5 см. раздел Дорожная Разметка) разрешает заезд на полосу маршрутного т.с. для 1) посадки-высадки, 2) не создавая помехи маршрутным т.с. При отсутствии знака 3.1 по полосе разрешено движение такси, перевозящих пассажиров. В Европе полоса обозначена разметкой BUS & TAXI (BUS LANE или только BUS).
·5.13.3(4) выезд на ХХХ с пересечением движения по выделенным полосам велосипедистов старше 14 лет (водителей мопедов).
·5.14 полоса только для маршрутных т.с., двигающихся в попутном направлении (м.б. буква «А» на полосе и регулировка движения Т-образным светофором). Разрешается движение т.с., используемых в качестве легкового такси (только при отсутствии знака 3.1), но только с пассажирами.
·5.15.1 - 5.15.2 обозначение количества полос и разрешенных направлений движения по ним на перекрестке (Х) и вне его. Предварительные знаки расположены за 50-150 м до основных. Левый поворот из крайней левой полосы разрешает и разворот. ДВИЖЕНИЕ СТРОГО В ПРЕДЕЛАХ ВЫДЕЛЕННЫХ ЗНАКАМИ ПОЛОС - ( VIII ). ЗАПРЕТ движения по трамвайным попутным путям (в местах активного их движения). Знаки не влияют на движение марш. т.с., разрешая их движение в иных направлениях. В н.п. при двух полосах движения располагаются справа.
·5.15.3-5.15.6 1) перед участком
·
5.15.3-5.15.6 5.15.3) участок увеличения количества полос движения за счет дополнительной полосы на подъеме трехполосной дороги со встречным движением или на участке с полосой торможения (с изменением скорости непосредственно в ее начале) на пересечениях и примыканиях у начала полосы отгона; 5.15.5) участок сокращения количества полос на подъеме трехполосной дороги или полосы разгона (изменение скорости в начале полосы) - с учетом приоритета т.с., двигающихся по прямой на сужающемся участке дороги); 5.15.4) переходный участок средней полосы трехполосных дорог (увеличение полос), а также при поочередном выделении двух полос для каждого  направления у начала перехода линий разметки (н-р, перед поворотом или разворотом); 5.15.6) переходный участок трехполосных дорог (сокращение полос) у начала отгона такой полосы. Для информирования водителей знаки 5.15.4 и 5.15.6 располагают над средней полосой с предстоящим изменяющимся движением.

·5.15.7 перед участком проезжей части, с числом полос начиная с трех, и сплошной линией, разделяющей встречные потоки с неравным количеством полос в направлениях (на участках с большим числом полос, чем во встречном направлении). Применяются за ХХ перед каждым участком с такой организацией движения.
·
5.15.8 движение по указанным полосам с соблюдением установленных режимов проезда по каждой из них. Знак устанавливают вне н.п.на расстоянии 150-300 м, в н.п. - на расстоянии 50-150 м от начала участка дороги, на котором соответствующими знаками 3.24 с табличками 8.14 вводятся режимы движения по полосам (раздельное трассирование). Предполагается применять вблизи развилок, разноуровневого движения, участков с перестроением или поворотами.
 
·5.16-5.18 остановка у знака разрешена, 1) только для посадки-высадки, и 2) не создавая помех маршрутным т.с. и легковым такси. Помех не создается при парковке за 15 м до знака или через 15 м за ним; при уширении дороги 15 м отсчитывается от углов уширения. При наличии разметки 1.17 (зигзагообразная желтая) 15 метровые ограничительные участки определяются не знаком, а разметкой. В н.п. водители обязаны уступать дорогу отъезжающему от остановки маршрутному т.с., следующему по графику.

·
5.19 если т.с. перед ПП закрывает его обзорность, следует снизить скорость и убедиться в возможности движения (на зебре нет пешеходов). На ПП запрещено любое маневрирование (обгон, разворот, задний ход и т.д.). При отсутствии знаков или разметки пешеходы могут пересекать неширокие дороги (две полосы) без ограждений и разделительных полос под прямым углом там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны и не создается взаимных помех (п.4.3 пдд), а также на перекрестках по линии тротуаров или обочин. Хотя обгон на зебре разрешен при отсутствии пешеходов, не следует это делать в н.п. из-за слишком быстрой смены обстоятельств, вне н.п. разрешение наступит только при достаточно широком обзоре перехода и подходов к нему.

·5.20 стоит на ближайшей границе искусственной неровности (ИН) для принудительного снижения скорости (дублируется предупреждающим знаком 1.17). В Европе движение через данный участок на II передаче при скорости до 25 км/ч. Ширина резиновой ИН от 0,5 до 1,1 м, а монолитной - от 3,0 до 14,0м (с возможным расположением на нём ПП). Высота ИН 0,06-0,07м (ГОСТ). (4.4 Для обеспечения видимости в темное время суток на поверхность ИН должны быть нанесены световозвращающие элементы, ориентированные по направлению движения транспортных средств. Площадь световозвращающих элементов должна быть не менее 15% общей площади ИН. ГОСТ).
 
·5.21 особая зона с приоритетом пешеходов на тротуаре и мостовой (любой двор даже при отсутствии знака). ЗАПРЕТ: скорости т.с. > 20 км/ч, сквозного движения, буксировки, учебной езды, длительной стоянки с работающим двигателем, парковок грузовых > 3,5 т вне спец. площадок. Выезд 5.22 как с прилегающей территории на главную дорогу (отсутствие приоритета).

·5.23.1 перед въездом в н.п., где начинают действовать ПДД, определяющие порядок движения, на фактической границе жилой застройки.
·5.23.2 1) участок дороги с застройкой, не входящей в какой-либо н.п. (дачные поселки, отдельно стоящие предприятия, строящиеся объекты и т.п.); 2) на второстепенных въездах в н.п.; 3) в начале жилой застройки, когда дорога неоднократно пересекает границы одного и того же н.п.; 4) на границах жилой застройки, когда в пределах административных границ н.п. застройка прерывается на расстояние более 500 м.
·5.24 на всех выездах из н.п. на фактической границе застройки.

·5.25 перед въездом в н.п. транзитом с особым загородным скоростным режимом следования (до 90 км/ч) в местах, где застройка удалена от дороги и нет ощутимого движения пешеходов. Т.е. когда на данной дороге по условиям безопасности движения нецелесообразно вводить требования ПДД, устанавливающие порядок движения в н.п.

   
ь    На дорогах со знаками 5.23-5.26 допускается их размещение на оборотной стороне для информирования водителей обоих направлений.

·5.27 зонное выделение ограничения стоянки с указанием параметров ограничения (время, день недели и др.), с действием на всю ширину проезжей части строго только до конца зоны и установки соответствующего отменяющего знака (как и для других зональных знаков).
·5.29 зонное выделение парковки, регулируемой с помощью разметки или включения в трафарет изображения таблички по способу постановки по обе стороны проезжей части.
·5.31 зонное выделение участка с ограничением скорости движения по ширине проезжей части в местах дорожных работ или расположения важных учреждений.
·5.33 зонное выделение пешеходного участка на данной улице с указанием параметров применения (время, день недели, праздничные дни и др.) и запретом для т.с.
 
ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ

n    Для обеспечения безопасности на сложных участках вводятся ограничения движения т.с. с последующей отменой ранее введенных ограничений. Действие знаков от места установки: 1) до перекрестка, 2) до отменяющего знака (таблички) или 3) до конца / начала н.п. Знаки м.б. повторяющимися. Табличка 8.2.1 указывает зону действия, 8.1.1 - определяет расстояние до начала действия, 8.3 - определяет направление действия.


·3.1 въезд т.с. запрещен на участок дороги или ограниченную территорию (м.б. на шлагбауме). Регулирует направления движения т.с. (т.е. запрещает движение по встречной проезжей части). При раздельном въезде-выезде с парковок, площадок отдыха, автозаправок и т.п. Не распространяется на маршрутные т.с. М.б. с табл. 8.14 с действием знака на отдельной полосе, предназначенной только для движения марш. т.с.

·3.2 запрет сквозного проезда в квартале (между перекрестками). Ограниченное движение на суженной проезжей части (н-р, из-за припаркованных в рабочие дни т.с.) разрешает проезд только т.с. лиц, проживающих в районе действия знака, обслуживающих предприятия на этой территории, а также работающих в этом квартале (“живущие - работающие - обслуживающие”). Такие т.с. должны въезжать в обозначенную зону и выезжать из нее на ближайшем к месту назначения перекрестке.

·3.3 защита от шума и вредного выхлопа с ограничением доступа любых мех. т.с., кроме гужевых повозок, мопедов и велосипедов, а также “живущих - работающих - обслуживающих”.

       
Ц    Действие знаков 3.1-3.3 не распространяется на движение марш.т.с. 
       
Ц   Действие знаков 3.2, 3.3 не распространяется на т.с., управляемые инвалидами I и II групп или перевозящие таких инвалидов.

·3.4 защита окружающей среды и защита дороги от транзита запрещает движение грузовых т.с. суммарной массой более 3,5 т, включая прицеп (т.с. или т.с.+прицеп). М.б. также указание в знаке массы т.с., превышение которой не допускается на данной дороге. Не распространяется на грузовые т.с. Федеральной Почтовой Связи и перевозящие людей.
·3.5 защищает территорию от шума мотоциклов (массой до 400 кг) вблизи санитарно-лечебных учреждений. Не распространяется на инвалидные мотоколяски.
·3.6 защита от загрязнения, разрушения дороги и сооружений с запретом движения тракторов и самоходных механизмов (экскаваторов, грейдеров, катков и т.п.), обладающих тихим ходом и крупными габаритами.

·3.7 действует на узкую для маневрирования улицу, и запрещает движение длинномерных т.с., грузовых т.с. и тракторов с прицепами, а также - любую буксировку т.с. (т.е. длинномерных связок). Исключение - движение с коротким прицепом массой до 750 кг.
·3.8 по соображениям безопасности запрет проезда повозок (саней), провода вьючных животных и прогона скота.

        
Ц    Действие знаков 3.2, 3.3, 3.5-3.8 не распространяется на движение в пределах квартала живущих - работающих - обслуживающих.Такие т.с. должны въезжать в обозначенную зону и выезжать из нее на ближайшем к месту назначения перекрестке. С 2013 г. из серии исключен знак 3.4.

·3.9 запрещение движения на велосипедах и мопедах. Допускается в этих местах ведение велосипеда (мопеда) руками по тротуару или обочине по ходу движения (как-то не очень безопасно такое движение?!).

        
Ц    Знаки 3.2-3.9 устанавливают на каждом въезде на участок дороги или территории, где запрещается движение соответствующих видов т.с. Действуют на всю ширину проезжей части. Перед боковыми выездами на дорогу знаки применяют с одной из табличек 8.3.1-8.3.3.
 
·3.10 из-за строительно-дорожных работ или скоростного режима запрет движения пешеходов по стороне установки. Знак запрещает движение пешеходов там, где недопустимо их появление по условиям безопасности (искусственные сооружения, не имеющие тротуаров, ремонтируемые участки дорог и т. п.).

·3.11-3.12 на дорогах со слабым покрытием (а также мостах, путепроводах, ледовых переправах) ограничение фактической массы тяжелых т.с. с грузом и прицепом (распределение массы т.с. по осям: с 2-мя осями - 1/3 приходится на переднюю ось, при трех и более осях - распределение нагрузки пропорциональное). Для 3.12 м.б. с табличкой 8.20, которая указывает число сближенных осей, для каждой из которых указанная масса - предельно допустимая.

·3.13-3.15 перед мостами, арками, иск.сооружениями, инж.коммуникациями, тоннелями, переездами, сужениями (высотой < 5 м, шириной < 3,5 м) и поворотами малого радиуса ограничивают движение т.с., габариты которых с грузом близки к предельным значениям (H < 4 м, B < 2,55 м, L < 10-20 м). Указанные на знаках величины по высоте меньше фактических на 0,2-0,4 м для инж.коммуникаций, на 0,3 и 0,4 м - для путепроводов, по которым проходят соответственно автомобильная и железная дороги, по ширине -  меньше на 0,2 м. Повторный знак 3.13 и 3.14 допускается устанавливать на пролете или опоре искусственного сооружения. При совместной установке со знаком 6.9.1, последний предлагает направление возможного объезда.

·3.15 запрет движения т.с. (составов т.с.), габаритная длина которых (с грузом или без груза) больше указанной на знаке, на участках дорог с узкой проезжей частью, тесной застройкой, крутыми поворотами и т.п., где их движение или разъезд со встречными т.с. затруднены.

          Ц     Предварительные знаки 3.11-3.15 с табличкой 8.1.1 устанавливают за перекрестком в начале участка дороги, на котором введены соответствующие ограничения.
 
·3.16 там, где это опасно из-за концентрации нагрузки или создает заторы, требуется ограничение дистанции между т.с., (зимник, слабый мост, затяжной спуск, тоннель, посты ГАИ, пограничного или таможенного контроля).

·3.17.1 обязательная остановка перед шлагбаумом на таможенном или контрольном пункте (КПП). М.б. указано расстояние до пункта табличкой 8.1.1 (обычно 500 м).
·3.17.2 из-за аварийной обстановки впереди ЗАПРЕТ движения всех (!!!) т.с., (крупное ДТП, пожар, взрыв, землетрясение  и другие стихийные бедствия). Опасности для движения, которые требуют временных оперативных изменений организации движения.
·3.17.3 въезд на закрытую территорию с обязательной остановкой перед КПП (м.б. на шлагбауме). Стационарные посты ГАИ, карантинные посты, въезд в погранзону, на территорию АЭС и др. закрытые территории, пункты оплаты проезда платных дорог. На постах полиции и карантинных постах знак устанавливают на время проведения оперативно-разыскных мероприятий.

·3.18-3.19 из четырех возможных направлений на перекрестке запрет движения только в определенном знаком направлении (т.е. там, где данный маневр создает опасность для т.с. или пешеходов) и только на ближайшем пересечении проезжих частей. Действие знаков 3.18-3.19 не распространяется на движение марш.т.с. 

        Ц     Знаки 3.17-3.19 применяются с табличками 8.1.1 расстояния до объекта. Знаки 3.18-3.19 с табличкой 8.18 разрешают движение т.с. с опознавательным знаком “Инвалид”.

·3.20 запрет обгона всеми (!!!) т.с. Запрет обгона всех т.с., кроме "тихоходов" (треугольный знак), гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.
·3.22 запрет обгона грузовыми т.с. массой более 3,5 т (тракторам разрешен обгон гужевых повозок и велосипедов).
 
·3.24 запрет превышения указанной скорости на опасном участке с дорожными работами или там, где организован скоростной перегон в пределах безопасного диапазона. Ограничение может не касаться т.с. с локальными ограничениями (знак на кузове), буксировки (до 50 км/ч) и перевозки людей в кузове грузовиков (до 60 км/ч). Действие знака - на всю проезжую часть, а с табличкой 8.14 - только на одну полосу, когда левее расположена полоса для объезда, а правее - полоса для менее скоростного движения. При изменении скорости на участке более чем на 20 км/ч через 100-150 м последовательно устанавливаются соответствующие знаки (н-р: 80-100-120 или 80-60-40).

·3.26 создание комфортной обстановки вне н.п. вблизи домов отдыха, больниц, ферм, прудов и т.д. Подача звуковых сигналов в зоне действия знака 3.26, также как и в н.п. (знаки 5.23 с белым фоном), разрешена только для предотвращения ДТП. Вне н.п. - звуковой сигнал подается как для предотвращения ДТП, так и при обгоне.
 
·3.27 по стороне размещения запрет остановки и стоянки, кроме маршрутных т.с. (м.б. табличка 8.18  - “кроме инвалидов”).
·3.28 по стороне размещения разрешается остановка и запрещается только стоянка (более 5 мин). Не распространяется на инвалидов 1-2 групп и т.с. их перевозящие.

·3.29-3.30 по стороне размещения в местах механизированной уборки улиц запрет стоянки в соответствии с четностью дня и нумерацией домов. В зоне видимости одного знака (расположение посередине узких улиц) его действие с 0 до 24 часов. В зоне видимости обоих знаков (широкие улицы) действие определяется работой коммунальщиков. Начало действия знака в 00 ч предыдущего дня, когда происходит смена четности дня, с окончанием - в 21 ч текущего дня. С 21 до 00 ч знаки не работают, что позволяет поменять сторону парковки (переставить т.с. с одной стороны улицы на другую).

·3.31 конец всех введенных ранее ограничений (знаками 3.16, 3.20, 3,22, 3,24,3.26-3.30).
·3.32-3.33 запрет движения т.с. с опасными грузами и специальными опознавательными знаками. Табличка 8.19 указывает на класс опасности грузов.

     Ц    Знаки 3.1-3.3, 3.18, 3.19 и 3.27 могут не распространяться на маршрутные т.с.

    Ц    Знаки 3.2, 3.3, (3.18-3.19 и 3.27 с табличкой 8.18), 3.28-3.30 не распространяются на инвалидов 1-2 групп и т.с. их перевозящие, а знаки 3.28-3.30 - на такси с включенным таксометром и т.с. ФПС (федеральной почтовой связи).

    Ц    Знаки 3.16, 3.20, 3.22, 3.24, 3.26-3.30 ограничивают условия движения т.с. от места установки (до перекрестка или конца н.п.), не прерываясь в местах выезда с прилегающих территорий или необозначенных знаками полевых дорог.

    Ц    Знаки 3.27-3.30 м.б. дублированы дорожной разметкой желтого цвета (сплошная или прерывистая), когда зона их действия равна протяженности разметки. Знаки м.б. дополнены табличками 8.2.3 (конец ограничения) или 8.2.4 (действие до дублирующих знаков или перекрестка в обе стороны).

Действие знаков 3.10, 3.27-3.30 распространяется на сторону дороги, где установлен знак.
                                                                                        © 2006-2023  И.ФОМИН