ТРАНСМИССИЯ
Трансмиссия - система для передачи вращения.
Трансмиссия автомобиля, передающая крутящий момент от двигателя к ведущим колесам, состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи, главной передачи, дифференциала и полуосей (рис. 6).
СЦЕПЛЕНИЕ.
Назначение - разъединять двигатель и коробку передач, плавно их соединять и обеспечивать плавное трогание с места. Сцепление предохраняет детали трансмиссии от перегрузок при резком замедлении вращения коленвала.
Сцепление однодисковое сухое с механическим приводом. Находится в картере сцепления и крепится к блоку цилиндров. Состоит из маховика, ведомого и прижимного дисков, муфты сцепления (выжимной подшипник) и педали (рис. 7). Диск сцепления свободно перемещается на валу коробки передач по шлицам. При включении сцепления прижимной диск прижимает ведомый диск к маховику, обеспечивая передачу крутящего момента от коленчатого вала к ведущему валу коробки передач.
Усилие передается от педали сцепления через гидравлический привод (заполненный тормозной жидкостью).
При нажатии на педаль толкатель передает усилие на поршень главного цилиндра, и избыточное давление передается на поршень рабочего цилиндра. Отсюда усилие передается на шаровую опору для передвижения муфты в сторону маховика. Диафрагменная пружина отводит прижимной диск от маховика.
НЕИСПРАВНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Возможны:
1. Неполное включение (пробуксовка) - отсутствие свободного хода педали /на 2105 это 25-35 мм/ (регулируется винтом на педали), замасливание дисков, износ фрикционных накладок ведомого диска.
2. Неполное выключение («ведет» сцепление) - увеличение свободного хода педали, попадание воздуха в гидропривод (проваливание педали устраняется спуском воздуха через трубку в банку с тормозной жидкостью и прокачкой педалью). Если перекос ведомого диска не устраняется, следует его заменить.
3. Резкое включение возможно из-за повреждения ведомого диска. Требуется ремонт или замена.
4. Повышенный шум включения - износ механических сопрягающихся деталей
В системе гидропривода используется тормозная жидкость «Нева» или «Томь» в количестве 0,2 л (для 2105).
Перед выездом проверять отсутствие течей в приводе, уровень жидкости в бачке, работу сцепления по полноте включения и легкости переключения передач.
Через 2 000-3 000 км (далее через 20 000 км) проверять и регулировать свободный ход педали сцепления.
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Передает энергию работающего двигателя с изменением силы тяги на ведущие колеса автомобиля путем зацепления шестерен с различным числом зубьев. Корпус коробки передач является картером. На верхней крышке - механизм управления. Коробка механическая, четырехступенчатая. Блокировка обеспечивает включение только одной передачи. Плавное включение передач обеспечивают синхронизаторы угловых скоростей первичного и вторичного валов. Картер имеет две пробки: контрольную для заливки масла и сливную пробку.
НЕИСПРАВНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
1. Шум - при недостатке масла и износе зубьев или подшипников. Если долили масло, но шум остался, следует ремонтировать коробку и заменить изношенные детали.
2. Затрудненное переключение (если оно не связано с работой сцепления, либо использованием более вязкого масла) м.б. устранено только переборкой коробки.
3. Самопроизвольное выключение - износ фиксаторов или деталей синхронизатора. Также требует переборки коробки.
4. Подтекание, обнаруженное на стоянке, устраняется подтягиванием соединений, заменой сальников и прокладок.
Перед выездом проверить отсутствие течей, шума в работающей коробке, отсутствие затрудненного переключения. На ходу прослушать отсутствие шума и стуков на разных передача.
Через 10 000 км проверить уровень масла и долить той же марки. При заливке новой марки масла старое - полностью надо слить и промыть минеральным маслом картер. У новых машин через 2 000-3 000 км (далее через 60 000 км) следует заменить масло (сливается сразу после поездки, т.е. неостывшее). Вместо слитого масла заливают около 0,7 л жидкого минерального масла, и дают коробке поработать на холостом ходу 5 минут. Объем заливки около 1,35 л марок ТАД-17И (2105) или М-10ГИ (2108). Затем заливают масло: целесообразно использовать 3-литровый бачок с насосом для создания давления при заливке.