СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ И ЗАПУСКА
Система зажигания служит для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах в определенный момент. Для воспламенения рабочей смеси необходимо высокое напряжение (до 24000 В). Искровые разряды должны появляться при определенном положении поршней и чередоваться в соответствии с установленным порядком работы цилиндров.
В контактную систему входят источники тока (батарея и генератор), катушка зажигания, замок зажигания, прерыватель-распределитель, конденсатор, свечи зажигания, провода низкого и высокого напряжения, а также реле стартера.
При повороте ключа и замкнутых контактах прерывателя, ток идет по цепи низкого напряжения: с плюсовой клеммы батареи на клемму стартера через включатель и первичную обмотку катушки зажигания на клемму прерывателя и через замкнутые контакты на массу автомобиля и далее на минус батареи (рис. 5).
Вращающийся кулачок прерывателя размыкает контакты и индуктирует в цепи ток высокого напряжения для получения искры на свечах. Путь тока высокого напряжения: от вторичной обмотки катушки зажигания на пластину распределителя, его клемму, центральный электрод свечи, через зазор на боковой электрод, на массу, минус батареи, плюс батареи, включатель, обмотки катушки зажигания.
Кулачок прерывателя за два оборота коленвала четыре раза размыкает контакты прерывателя, а ротор на кулачке делает один оборот и подает четыре импульса высокого напряжения на боковые клеммы свечей, обеспечивая зажигание смеси в цилиндрах.
Катушка зажигания состоит из двух обмоток, погруженных в трансформаторное масло.
Прерыватель-распределитель служит для периодического размыкания цепи низкого напряжения и распределения тока высокого напряжения по свечам в соответствии с порядком работы цилиндров.
В центральную клемму вставляется наконечник провода высокого напряжения от катушки зажигания. От боковых клемм провода высокого напряжения соединены со свечами.
НЕИСПРАВНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Возможны:
1. При позднем зажигании падает мощность и происходит перегрев двигателя, при раннем - падает мощность и прослушиваются стуки. Необходимо проверить и отрегулировать момент зажигания при помощи октан-корректора (диск с делениями).
2. Перебои в зажигании вызываются плохим контактом в соединениях, обгоранием контактов распределителя, неправильным зазором между ними.
3. В свечах возможно отложение нагара, изменение зазора между электродами (зазор должен быть в пределах 0,5-0,6 мм на 2105 и 0,7-0,8 на 2108).
4. Неустойчивая работа двигателя или его заглушение на холостом ходу м.б. из-за раннего зажигания или большого зазора в свечах.
Через 10 000 км производить: осмотр распределителя, его чистку и проверку контактов, а также смазку оси подвижного контакта. Очистить свечи от нагара (опустить на 20 минут в бензин или ацетон, затем очистить щеткой, протереть и просушить воздухом) и отрегулировать зазор. Через 30 000 км рекомендуется свечи заменить.
Для пуска двигателя служит СТАРТЕР. Расположен справа от картера сцепления.
Обеспечивает проворачивание коленвала. В стартер входит эл.двигатель, соленоид (втягивающее реле), муфта сцепления и контактная группа. Соленоид перемещает муфту до зацепления с маховиком, а шток соленоида замыкает контакты. После этого начинается передача вращения на коленвал. При увеличении оборотов муфта отключается от маховика.
НЕИСПРАВНОСТИ СТАРТЕРА. Неисправностями м.б.: загрязнение и подгорание контактов, образование зазора между щетками и коллектором. При отсутствии запуска от стартера:
1. Не срабатывает тяговое реле, а освещение приборов тускнеет или гаснет (проверить контакт с батареей и обмотку реле). Поврежденное реле заменить.
2. Не срабатывает тяговое реле, а освещение приборов не меняется (проверить обмотки стартера).
3. При включении стартера слышны многократные щелчки. Возможен разряд батареи или замыкание в обмотке стартера.
При необычном шуме стартера возможно повреждение его механических деталей, Следует разобрать стартер и заменить поврежденные детали.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СТАРТЕРА. Через каждые 40 000 км снимать стартер, разбирать и протирать детали, продувать сжатым воздухом. Проверять состояние коллектора и щеток (зачищать нулевой шкуркой); состояние контактов тягового реле (подгоревшие контакты зачищать, при износе контактных болтов следует их повернуть на 180 град). Смазать моторным маслом трущиеся детали якоря и шестерню. Поводковое кольцо привода смазать пластичной смазкой Литол-24.