Аккумуляторная батарея (АКБ) и генератор
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ

    В электрооборудование автомобиля входят АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ и потребители тока. К источникам относятся аккумуляторная батарея и генератор. Потребителями являются приборы системы зажигания, пуска, освещения и сигнализации, контрольно-измерительные приборы и дополнительное оборудование.
    Для питания приборов электрооборудования при неработающем двигателе или при малой частоте вращения коленвала, а также для пуска двигателя используется аккумуляторная батарея. Плотность электролита (для местных условий) в заряженной батарее должна быть около 1,270 г/куб см. Определяется с помощью кислотомера (автомобильного ареометра). В разряженной батарее плотность составляет 1,230 (25% разрядки) и 1,190 г/куб см (50% разрядки). Электролит, заливаемый в батарею, должен быть высокой чистоты (технические серная кислота и дистиллят приводят к разрушению батареи и ускоряют саморазряд).
    В настоящее время используются малообслуживаемые батареи, поэтому ряд технических проблем отпадает.

НЕИСПРАВНОСТИ И ОБСЛУЖИВАНИЕ БАТАРЕИ

    1. Окисление полюсных штырей может привести к увеличению сопротивления внешней цепи или к прекращению тока. Устранение достигается зачисткой штырей и клемм и смазывание их техническим вазелином.
    2. Длительное хранение незаряженной батареи и систематический недозаряд ее вызывают быстрое повышение напряжения и температуры электролита. При разряде на потребителя (включение стартера) батарея быстро разряжается из-за малой емкости.
Устраняется несколькими циклами заряд-разряд.

    Обслуживание заключается в очистке поверхности от грязи нашатырем (10%-ный раствор) или раствором кальцинированной соды с последующей протиркой сухой ветошью. Прочищать вентиляционные отверстия в пробках, чтобы не вызвать повышения давления из-за выделения газов.
    Через 2 000-2 500 км пробега (в жару через 5-6 дней) проверять уровень электролита и доливать дистиллят.
    После 10 000 км пробега проверять крепление батареи (возможно повреждение) и надежность крепления наконечников проводов на штырях. Удалить окисление штырей тонкой шкуркой и покрыть техническим вазелином ВТВ-1.
    Снятую для зарядки батарею почистить, вывернуть заливные пробки и поставить на зарядку постоянным током. Заряд продолжается несколько часов, пока напряжение не станет постоянным, а плотность электролита неизменной. Подзарядка 1 раз в месяц зимой и 1 раз в полгода - летом. Для батареи 6СТ-55А ток 2,75 А.
    Для длительного хранения батареи зимой необходимо снять ее с автомобиля, зарядить и хранить в сухом месте не выше 0 и не ниже минус 30 град.

ГЕНЕРАТОР служит для питания потребителей и подзарядки батареи при работающем двигателе. При включении зажигания ток от батареи поступает на обмотку генератора. Вращение ротора индуцирует ток. Когда напряжение, вырабатываемое генератором, становится больше напряжения батареи, ток от генератора идет во внешнюю цепь на подзарядку батареи и питание потребителей. Т.к. генератор связан с коленвалом и его напряжение может стать (при увеличении вращения коленвала) слишком большим, в крышку генератора встроен регулятор напряжения.

НЕИСПРАВНОСТИ ГЕНЕРАТОРА

    Основные неисправности: загрязнение колец, зависание щеток, замыкание в обмотке, отсутствие контакта.
    При работе двигателя со средними оборотами коленвала красная контрольная лампа должна гаснуть.
    1. Если лампа продолжает гореть (указывает на неисправность), проверить натяжение ремня привода генератора (прогиб ремня 10-15 мм при усилии на ремень в 10 кг) и крепление контактов на зажимах.
    2. Если после нового запуска генератор не включается, следует снять щеткодержатель, протереть контактные кольца бензином, зачистить подгоревшие контакты, при необходимости заменить щетки.
    3. Чтобы проверить цепь от батареи, после запуска включить дальний свет и снять с плюса батареи контакт. Если двигатель работает, следует искать обрыв в цепи от батареи.

    ОБСЛУЖИВАНИЕ ГЕНЕРАТОРА. После первых 2 000 км пробега и через каждые 10 000 км проверять натяжение ремня. Через каждые 60 000 км проверять контакты и щетки (при необходимости - зачистить их от окисления).
Помни:
1. Не отсоединять батарею при работающем двигателе и отключенных потребителях.
2. Не допускать замыкания на корпус клеммы «30» генератора.
3. Не путать полюса батареи при подсоединении.

    НЕИСПРАВНОСТИ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТОКА. Отсутствие контакта в цепях требует проверки с помощью контрольной лампы. Контакты почистить, предохранители заменить.
    Через каждые 10 000 км проверить работу ламп и приборов. При подозрениях можно провести стендовую проверку самим или на СТО. Через каждые 20 000 км регулировать направление светового луча фар (если происходит разрегулировка - по мере необходимости).
© 2006 И.ФОМИН