Система охлаждения (СО)
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ (СО)

    При сгорании рабочей смеси в цилиндрах двигателя температура газов достигает 2500 град, а средняя температура составляет 800-900 град. Сильный разогрев деталей может привести к заклиниванию поршней в цилиндре, обгоранию головок клапанов, выгоранию смазки, выплавлению вкладышей подшипников и т.д. Для отвода излишнего тепла от деталей служит система охлаждения.
    Принцип действия жидкостной СО описан ниже.
    Заполнение системы и уровень жидкости контролируются по расширительному бачку (риски min и max), в котором компенсируется изменение объема жидкости за счет ее расширения и изменения давления в СО.
Жидкость циркулирует в СО по «малому кругу» до температуры 80 град. «Малый круг» циркуляции состоит из водяной рубашки двигателя (блок цилиндров, головка блока и водяной насос). Крыльчатка водяного насоса, связана шкивом с коленвалом. Жидкость отнимает излишнее тепло от нагретых частей, нагревается сама и вновь поступает в насос. СО соединена с отопителем кабины. Контроль температуры воды производится по показаниям прибора на панели управления.
    При нагреве жидкости до 100 град (85-95 град) начинает работать термостат (тройник). В нем открывается перепускной клапан, который задействует «большой круг» циркуляции, на который переносится основная нагрузка по терморегуляции. «Большой круг» включает в себя дополнительно радиатор. За счет большого количества мелких протоков воды и большой площади охлаждаемой наружным воздухом жидкости происходит дополнительное охлаждение двигателя. Вентилятор создает направленный поток наружного воздуха для ускорения охлаждения.
    СО заправляют низкозамерзающей жидкостью Тосол А-40 или А-65 (Тосол -40М). Это смесь технического этиленгликоля и дистиллированной воды с температурами замерзания минус 40 и минус 65 град соответственно. При этих температурах жидкость превращается не в лед, а в густую массу, не вредящую двигателю и радиатору. Жидкость ядовита и после нее тщательно мойте руки с мылом.

НЕИСПРАВНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СО

    1. Наличие пятен на месте стоянки Вашего автомобиля свидетельствуют о подтеканиях в неплотностях соединений или в прокладках механизмов. Частая доливка охлаждающей жидкости является первым признаком подтекания. Необходимо проверить стяжные хомуты патрубков (при необходимости подтянуть их или заменить). Подтекание из водяного насоса требует замены деталей самоуплотняющегося сальника (в период обкатки небольшое подтекание из дренажного отверстия м.б. результатом незаконченной приработки деталей уплотнителя и каких-либо мер не требует). Подтекания из трещин в бачках или радиаторе устраняется запаиванием (заклеиванием) поврежденных мест.
    2. Перегрев м.б. при недостатке уровня охлаждающей жидкости, пробуксовке или обрыве ремня привода вентилятора, засорении проходов радиатора, поломки крыльчатки центробежного насоса, неисправности термостата, отложения накипи. Заместить Тосол раствором 4-8 гр хромпика на 1 л воды (менее 3 гр вызовет усиленную коррозию) и эксплуатировать так в течение 1 месяца. После этого промыть двигатель чистой водой и залить охлаждающей жидкостью (2-й способ: залить электролит для АКБ - 5л - после схода пены залить 3л воды и дать двигателю поработать 30 мин. Промыть систему водой и залить Тосол).
    3. Переохлаждение двигателя м.б. вызвано отказами в работе клапана термостата. Необходимо его проверить и при необходимости заменить. Помните, что работа двигателя при низкой температуре приводит к потере мощности и повышенному износу деталей КШМ из-за плохой смазки, конденсации паров топлива и разжижению масла в картере.

    Ремень центробежного насоса, вентилятора и генератора не должен замасливаться и проскальзывать, т.к. это приводит к перегреву двигателя и недостаточной подзарядке аккумулятора.
Засорение между пластинами радиатора удаляется промывкой струей воды или сжатым воздухом со стороны двигателя.
    Ежедневно следует проверять уровень жидкости в СО. Через 10 000 км проверять натяжение ремня привода вентилятора. Через 60 000 км (или 2 года) заменить Тосол в СО (открыть все сливные краны, дать двигателю поработать 3-4 мин на чистой воде и слить ее, промыть систему водой и залить новый Тосол).
© 2006 И.ФОМИН