СИСТЕМА ПИТАНИЯ (СП)
Система питания служит для хранения, подачи и очистки топлива (1), очистки и подачи воздуха (2), приготовления горючей смеси требуемого состава (3) и выброса отработанных газов через глушитель (4).
1. Топливная система: топливный бак, датчик к-ва топлива, топливопроводы, фильтры и топливный насос.
2. Воздушная система: воздухоочиститель с сухим и масляным фильтром.
3. Подготовка горючей смеси: карбюратор.
4. Выброс отработанных газов: глушитель.
Бензин через фильтр в крышке заливается в топливный бак емкостью около 40 л. Через сетчатый фильтр в топливном баке происходит забор бензина, который через фильтр тонкой очистки (с бумажным фильтрующим элементом) и бензиновый насос под давлением подается в карбюратор. В процессе работы двигателя идет постоянная подкачка бензиновым насосом топлива. При затруднениях с запуском двигателя возможна ручная подкачка топлива насосом с помощью рычага.
Воздухоочиститель со сменным сухим фильтрующим элементом очищает поступающий в карбюратор воздух от механических примесей.
Глушитель служит для снижения шума при выбросе отработанных газов. Проходя через перфорированные трубы с перегородками, газы теряют скорость, из-за чего снижается и шум. Два глушителя располагаются последовательно, в результате чего достигается почти полное подавление шума.
КАРБЮРАТОР. Горючая смесь (пары бензина и воздуха) образуется в карбюраторе и поступает в цилиндр двигателя.
· Нормальная смесь состоит из 1 части бензина и 15 частей воздуха.
· Обедненная смесь - 1 : 15-17 частям.
· Бедная смесь - 1 : более 17 частям.
· Обогащенная смесь - 1 : 13-15 частям.
· Богатая смесь - 1 : менее 13 частям.
При запуске двигателя для преодоления инерции деталей и механизмов, а также при разгоне автомобиля на первой передаче необходимо делать смесь богатой. Для этого производится несколько нажатий на педаль дроссельной заслонки (педаль газа). На холостом ходу, когда дроссельные заслонки прикрыты, подача топлива должна быть отрегулирована таким образом, чтобы не заглох двигатель. Перед переключением передач машина разгоняется при обогащении смеси бензином.
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА РАБОТЫ КАРБЮРАТОРА (рис. 4)
Через штуцер подачи топливо поступает в поплавковую камеру. При движении поршня от ВМТ к НМТ во впускном трубопроводе создается направленное движение газов. В процессе прохода воздуха через воздушную заслонку, под действием разрежения в диффузоре из поплавковой камеры подмешивается топливо. Капельки бензина, попадая в поток воздуха, движущийся со скоростью 50-150 м/с, размельчаются, испаряются и образуют с воздухом горючую смесь. Пары бензина и воздуха дозируются дроссельной заслонкой и далее, при открывании впускного клапана, попадают в цилиндр двигателя.
На автомобилях стоят двухкамерные карбюраторы с двумя диффузорами, подающими горючую смесь попеременно, через общий впускной трубопровод, в цилиндры двигателя.
НЕИСПРАВНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ
1. Прекращение подачи топлива в карбюратор м.б. вызвано: засорением трубопроводов и сетчатых фильтров, прорывом диафрагмы топливного насоса (подтекание в самом насосе), износом и загрязнением клапанов насоса, подсосом воздуха в полость над диафрагмами из-за неплотной подгонки сопрягающихся частей насоса, загрязнения фильтра тонкой очистки.
2. Если насос имеет подтекания, следует подтянуть стяжные винты корпуса и проверить его работу. Если поступления топлива нет, следует отсоединить топливный насос и вручную проверить его работу. При отрицательном результате, отсоединить его и разобрать на предмет выявления дефекта (промыть фильтр и клапаны, проверить диафрагмы). Следующим этапом придется вынуть топливозаборную трубку и промыть ее сетчатый фильтр.
3. Если происходят хлопки из карбюратора (неполное сгорание смеси в цилиндре и ее возврат через неплотности обратно в карбюратор), перегревается двигатель или теряется его мощность, следует проверить работу карбюратора. Причинами м.б. недостаточная подача топлива, засорение жиклеров дозирующей системы, подсос воздуха в месте соединения с впускным трубопроводом, низкий уровень топлива в поплавковой камере (заедание поплавка или игольчатого клапана).
4. Образование богатой смеси может вызвать:
- черный дым и выстрелы из глушителя (неполное сгорание в цилиндре и догорание при соединении с воздухом на выходе из глушителя);
- перегрев двигателя;
- перерасход топлива и разжижение масла в картере (за счет конденсации топлива на стенках цилиндров и съеме кольцами с последующим стеканием в поддон);
- образование нагара в камерах сгорания и на поршнях.
5. Затрудненный запуск теплого двигателя м.б. из-за повышенного уровня топлива в поплавковой камере или из-за неполного открывания воздушной заслонки. Если полное нажатие на педаль газа не дает результата, следует вручную отрегулировать открывание воздушной заслонки (рычагом из кабины или регулировкой длины троса на карбюраторе).
6. Затруднения с запуском холодного двигателя м.б. связаны с плохой подачей топлива в карбюратор («покачать» топливо педалью дроссельной заслонки или проверить всю линию от топливного бака) или полным перекрыванием воздушной заслонки (провести регулировку троса открывания заслонки).
7. При неустойчивой работе двигателя на малых оборотах необходимо проверить:
- правильность установки <угла опережения> зажигания;
- образование нагара на свечах и увеличение зазора;
- нарушение теплового зазора;
- снижение компрессии;
- подсос воздуха между головкой и блоком цилиндров, между головкой и впускным трубопроводом;
- ОТСУТСТВИЕ ЗАЕДАНИЯ ДРОССЕЛЬНЫХ ЗАСЛОНОК И ИХ ПРИВОДА;
- РЕГУЛИРОВКУ СИСТЕМЫ ХОЛОСТОГО ХОДА КАРБЮРАТОРА (на СТО).
Техническое обслуживание
СП заключается в следующем: убедиться в отсутствии подтеканий (нет следов на стоянке автомобиля); устойчивой и ровной работе двигателя на холостом ходу.
Через каждые 10 000-15 000 км пробега необходимо проверить крепление агрегатов:
- проверить болты крепления воздухоочистителя к карбюратору;
- крепление топливного насоса к блоку цилиндров;
- соединение карбюратора с впускным трубопроводом;
- соединение впускного и выпускного трубопроводов с блоком цилиндров;
- соединение выпускного трубопровода с глушителем;
- проверить крепление глушителя к кузову.
1. Заменить загрязненный фильтр воздухоочистителя, проверить действие терморегулятора (при 25 град полностью закрывается забор холодного воздуха, а при 35 град - забор подогретого воздуха).
2. Заменить фильтр тонкой очистки топлива.
3. Промыть бензином топливный насос, после извлечения его фильтра, и продуть сжатым воздухом его клапаны.
4. Вывернуть через пробку крышки карбюратора сетчатый фильтр, промыть его бензином и продуть сжатым воздухом.
5. Через сливную пробку карбюратора слить топливо из поплавковой камеры (удаление возможного осадка твердых частиц).
Через каждые 20 000 км пробега необходимо:
- проверить и отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере;
- произвести частичную разборку карбюратора для промывки бензином и продувки сжатым воздухом жиклеров;
- провести регулировку карбюратора на холостом ходу;
- проверить работу экономайзера и пневмоклапана.
Рекомендуется поставить дополнительный фильтр перед топливным насосом.