ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ (ГРМ)
Предназначен для своевременной подачи горючей смеси и выпуска отработанных газов из камеры сгорания путем последовательного открывания впускных и выпускных клапанов. За один оборот коленвала происходит два оборота распредвала. Эксцентрик распредвала при его вращении через толкатель и коромысло давит на подпружиненный клапан, открывая доступ в цилиндр рабочей смеси или выпуск из него отработанных газов.
ГРМ (рис. 3) состоит из:
- 8-ми механизмов газораспределения; - кулачка распределительного вала (1);
- толкателя (2); - штанги (3);
- регулировочной гайки (4); - коромысла (5);
- оси коромысла; - опорной шайбы;
- пружины клапана (6); - направляющей втулки;
- клапана (7).
Регулировка теплового зазора проводится на холодном двигателе.
НЕИСПРАВНОСТИ И ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ ГРМ
1. Увеличение теплового зазора - частый металлический стук клапанов, прослушиваемый на холостом ходу. При этом происходит износ торцев стержней клапанов, наконечников стержней и регулировочных шайб, падение мощности двигателя, т.к. сокращается время нахождения клапанов в открытом положении и вследствие этого ухудшается наполнение и очистка цилиндров.
2. При малом зазоре (или его отсутствии) у выпускных клапанов появляются «хлопки» из глушителя, а у впускных - из карбюратора. Неплотная посадка клапанов в седлах снижает компрессию, которая ведет к падению мощности двигателя и обгоранию кромок головок клапанов. Периодически следует проверять зазоры и проводить притирку клапанов к седлам.
Ежедневно после прогрева прослушивать отсутствие стуков при вращении коленвала. После первых 2 000 км (далее через 30 000 км) подтягивать крепления корпусов подшипников.
После 15 000 км пробега проверять состояние и степень натяжения ремня или цепи привода распредвала. Цепь необходимо подтягивать через 5 000 км (далее через каждые 10 000 км).
При наличии складок, трещин, расслоения приводного ремня лучше заменить его ранее срока в 60 000 км. В случае замасливания ремень протереть ветошью с бензином.