ДОРОЖНАЯ ЖИЗНЬ
(безопасность)
Дорожная жизнь (безопасность) - 3
РЕДАКЦИЯ февраль 2012
 
ПОДОЖДИ НЕМНОГО, ОТДОХНЁШЬ И ТЫ,,,
Справка, приведенная в "Российской газете" ещё раз напоминает водителям о необходимости отдыхать после каждых 2 часов вождения.
Немного о том, что такое соблюдение режима труда и отдыха. Эти требования установлены приказом Минтранса N 6094 от 1 ноября 2004 года.
Судя по этому приказу, водителю нельзя находиться за рулем более 4 часов. После этого требуется сделать перерыв не более чем на 2 часа.
На междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха продолжительностью не менее 15 минут. В дальнейшем перерывы должны наступать не более чем через 2 часа.
Если пребывание в автомобиле предусматривается сроком более чем на 12 часов, то в рейс отправляются два водителя. При этом в автомобиле должно быть оборудовано одно спальное место.
 
Дорожная жизнь (безопасность) - 2
РЕДАКЦИЯ январь 2010
Безопасность во главе угла
Лямка ремня безопасности должна плотно прилегать к телу. Если натяжение ремня слишком слабо, он не обеспечит надежной защиты в случае аварии. В момент столкновения человек сильно переместится вперед, поэтому высок риск травмирования.
 
Тормоз придумала женщина
Система динамического контроля за торможением (brake assistant) предназначена для непрерывного контроля скорости движения педали тормоза. Если возникнет необходимость резко затормозить, система автоматически за доли секунды создаст максимальное давление в тормозном приводе вплоть до срабатывания ABS.
 
Спи, моя радость, - усни
После семи часов непрерывного движения водители засыпают за рулем в два раза чаще. А значит надо соблюдать режим труда и отдыха по принципу 2-15 (после двух часов - 15 мин отдыхаем).
 
И разошлись, как в море корабли…
Переключать ближний свет на дальний можно только после того, как встречный и ваш автомобили поравнялись и начинают разъезжаться.
 
Подвеска - не подножка
О неисправностях в подвеске сигнализируют посторонние стуки, сопровождающие проезд неровностей, вибрации на руле, увод автомобиля в сторону, ускоренный неравномерный износ покрышек. Выход из строя любой детали приводит к увеличению нагрузки на другие элементы подвески, ускоряя их износ. Проверяйте состояние шин и подвески каждые 10-15 тысяч километров пробега.
 
То не ветер ветку клонит…
В жару утомление наступает быстрее, увеличивается вероятность ошибки в управлении автомобилем, снижается скорость реакции водителя. Чаще отдыхайте и старайтесь использовать для езды более прохладное время суток, снижайте скорость движения. Тепловой комфорт оптимальное сочетание температуры, влажности, подвижности воздуха, интенсивности солнечной радиации, степени физической активности человека, а также теплозащитных свойств его одежды. Влияние данных факторов на людей взаимосвязано. Например, при прочих равных условиях температуру воздуха, нагретого до 27-29 °С, человек воспринимает по-разному (в зависимости от скорости атмосферного потока): при 0,15-0,3 м/с  как 24--26 °С, при 0,5-1 м/с  как 20-22 °С.
Возможности системы вентиляции ограничены. Практика показывает, что при внешних температурах выше 22 °С тепловой комфорт в салоне недостижим. Однако приемлемые условия в нем можно создать даже при 26-28 °С. Из доступных способов наиболее результативен обдув ламинарным (спокойным) воздушным потоком со скоростью 1-2 м/с и температурой, близкой к наружной, но не выше, чем на 1-3 °С.
Практика показывает, что эффективность автомобильного кондиционера снижается через два года эксплуатации автомобиля, а если вы не использовали его зимой, то - уже на следующий сезон. Зимой включать кондиционер желательно хотя бы раз в месяц на несколько минут. Неисправный кондиционер увеличивает расход топлива на 15-25%.
 
Дружба дружбой - контроль контролем
Современные автомобили, имеющие блок управления двигателем, оборудованы системой самодиагностики. В автомобиле установлены специальные датчики. При отклонении показаний любого датчика от параметров, заложенных в память компьютера, прибор отключается, и происходит запуск обходной программы. При этом на табло загорается лампочка с надписью Check или, если неисправность произошла в двигателе, с изображением последнего. После устранения неполадок лампочка гаснет. Сведения о том, что была неисправность, сохраняются в памяти ПК. До тех пор, пока питание машины не отключится (в случае снятия аккумуляторной батареи), информация о неполадках будет отражена на панели приборов или на самом экране.
 
Дорожная жизнь (безопасность) - 1
РЕДАКЦИЯ ИЮНЯ 2009
Жизнь за рулем - тише едешь… - ночью - дождь - туман - зеркала - держи баранку - при ДТП - стекла - ремни безопасности - выход на дорогу - замена колеса - подушки - ночь как день - полезные мелочи - горим - кондишэн - животные рядом - у нас было - женская зима
ЖИЗНЬ ЗА РУЛЕМ (физическое состояние водителя)
    Выбор скорости зависит и от ширины проезжей части, и от ее состояния, продольного и поперечного профиля (наличия крутых подъемов, спусков, поворотов), интенсивности движения автомобилей и пешеходов, времени суток, освещенности, обзорности, технического состояния автомобиля и, наконец, самочувствия водителя. Чем быстрее эта информация обрабатывается его сознанием, тем меньше вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия.
    В жару утомление наступает быстрее, увеличивается вероятность ошибки в управлении автомобилем, снижается скорость реакции водителя. Чаще отдыхайте и старайтесь использовать для езды более прохладное время суток, снижайте скорость движения.
    Не стоит забывать и о влиянии суточных биоритмов на человека: работоспособность (особенно ночью) снижается, реакция замедляется. Возможно засыпание за рулем, зачастую наступающее незаметно для водителя. Молодым автомобилистам нужно запомнить следующее. Самое основноедвигаться ночью медленнее, чем днем. Держаться как можно дальше от затемненных зон. Нарушая правила пользования световыми приборами, иногда на короткое время включать дальний свет фар, чтобы просмотреть неосвещенное пространство.
    Ездить ночью не простое дело. Темнота полна неожиданностей, и встретить их необходимо без паники и суеты. Перед ночным путешествием нужно выспаться. Бороться с сонливостью в пути опасно. Наступает момент, когда дремота обволакивает водителя, он теряет контроль над собой. Естественный уклон дороги тянет автомобиль вправо, и он в конце концов оказывается на обочине, а тут недалеко и до серьезных неприятностей. Откройте окно, пойте песни, разговаривайте с попутчиком (он не должен спать). Не курите много и проветривайте салон, так как окись углерода, содержащаяся в табачном дыме, снижает остроту зрения
    После семи часов непрерывного движения водители засыпают за рулем в два раза чаще. Поэтому следует соблюдать правила чередования движения и отдыха.
    Для того, чтобы не уснуть за рулем в дальней поездке, существуют специальные приборы «Антисон». Это миниатюрный прибор, представляющий собой крючок, который крепится за правым ухом водителя. Как только голова водителя наклоняется вперед, звучит звуковой сигнал. «Антисон» не реагирует на наклон головы в стороны и назад. В прибор встроены выключатель и сирена с элементом питания. Можно индивидуально настроить угол наклона прибора до нужной степени срабатывания.
    Если вы в течение дня проводите долгое время в автомобиле, старайтесь ежедневно ходить пешком не менее пяти километров быстрым шагом (например, от стоянки до дома), а также выполняйте следующие упражнения: прыжки на носках, приседания, наклоны вперед-назад.
    Перед поездкой остерегайтесь использовать лекарства, если в инструкции по их применению содержится информация о том, что при приеме препарата не  рекомендуется управлять автомобилем или другими механизмами.
    Не садитесь за руль автомобиля в нервозном или переутомленном состоянии. Не управляйте машиной после приема успокаивающих средств, снотворного, болеутоляющих препаратов.
 
ТИШЕ ЕДЕШЬ - ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ
Скорость
    После длительного движения на высокой скорости водители привыкают к ней, и им кажется весьма значительным даже небольшое ее снижение. Например, если после езды со скоростью 90-100 км/ч снизить ее до 50 км/ч, то поначалу создается впечатление чуть ли не остановки автомобиля.
    При преодолении трудных участков на грунтовых дорогах помните, что чем больше инерция автомобиля, выше обороты двигателя и ниже передача, тем большее сопротивление может преодолеть автомобиль. Оцените препятствие заранее и выберите режим, который позволит проскочить весь участок с ходу.
    Если с ростом скорости наблюдаются нарастающие вибрации, потеря курсовой устойчивости, следует немедленно остановиться и проверить состояние автопокрышек. Чаще всего эти явления возникают в результате снижения давления в одном или нескольких колесах, которое необходимо довести до нормы.
Восприятие дороги
    Ухудшить видимость может множество факторов: погода (дождь, снег, туман, град, яркое солнце), дорожно-транспортные условия (крупногабаритные транспортные средства, «слепые» перекрестки, повороты, подъемы, кусты, деревья, здания, рекламные щиты). Кроме того, не лучшим образом  отразятся на видимости наклейки, грязь и трещины на лобовом и задних стеклах вашего автомобиля, различные безделушки, свисающие с зеркала заднего вида, пассажиры на переднем и  заднем сиденьях.
    Чем выше скорость движения при разъезде со встречным автомобилем, тем сильнее ощущение, что ширины проезжей части недостаточно. Некоторые начинающие водители во избежание кажущегося столкновения в момент разъезда пытаются резко сманеврировать. Подобные действия могут привести к аварии.
    Ограждения по обеим сторонам дорожного полотна создают ощущение недостаточной ширины дороги. Если на обычных дорогах автомобили держатся на расстоянии 0,7-1м от правого края проезжей части, то при наличии барьера или стены (как в тоннеле) водитель бессознательно стремится ехать от нее на расстоянии 1,2-1,5м, что фактически равносильно сужению дороги.
Торможение
    Чем более скользкая дорога, тем ниже сцепление с ней колес, и тем более они склонны к блокировке при торможении. Поэтому на скользких дорогах на педаль тормоза необходимо нажимать умеренно и очень плавно. Желательно тормозить, не выключая сцепления  за счет подводимого от двигателя крутящего момента к ведущим колесам, у них снижается склонность к блокировке.
    Употребление термина «тормозной путь» применительно к видимым следам торможения  одна из наиболее распространенных ошибок. Тормозной путь  это расстояние, проходимое транспортным средством с момента нажатия водителем на педаль тормоза до полной остановки. При этом за время срабатывания тормозов автомобиль проходит некоторое расстояние вообще без снижения скорости.
    Если вы управляете автомобилем с прицепом, тормозить надо плавно, независимо от того, груженый прицеп или пустой. Рывки при торможении, особенно на поворотах, могут спровоцировать занос прицепа или автомобиля. Перед поворотом снижайте скорость заранее, а сам поворот проходите «внатяг». При подсоединении прицепа к автомобилю обязательно сличите электросхемы фаркопа и прицепа. Они должны соответствовать.
    При избыточном давлении в шинах покрышка становится более жесткой, площадь пятна контакта уменьшается. Это отрицательно сказывается на сцепных свойствах и характеристиках демпфирования резины, что в итоге может привести к увеличению тормозного пути. При пониженном давлении ухудшается управляемость автомобиля, растет расход топлива, появляется угроза разбортировки шин при прохождении крутых поворотов и при резких маневрах.
 
НОЧЬЮ ВСЕ КОШКИ - СЭРЫ
Скорость
    При движении в темное время суток скорость кажется меньше, чем днем, так как водитель не видит мелькания предметов за окнами автомобиля.
    Как только наступают сумерки, включайте фары и габаритные огни, не дожидайтесь наступления полной темноты. Снизьте скорость движения  в сложной ситуации у вас будет больше времени для наблюдения за дорогой и совершения экстренного маневра. Сигнализируйте о каждом, даже незначительном изменении режима движения. Перед ночной поездкой тщательно изучите маршрут  неожиданный поворот дороги, изменение типа покрытия  все это опасно и днем, а ночью опасно вдвойне.
Свет
    Включайте ближний свет еще до наступления полной темноты. Ехать в сумерках на неосвещенной машине крайне опасно.
    Правильно отрегулированные фары не будут ослеплять водителей встречного транспорта, а дальний свет осветит все шоссе и окрестности дороги.
    В темное время суток при приближении встречного автомобиля лучше переключаться с дальнего света на ближний раньше, чем этого требуют правила дорожного движения. Это позволит вашим глазам адаптироваться к ухудшению освещенности до того, как вы поравняетесь со встречной машиной.
    При длительной ночной поездке делайте во время движения остановки для того, чтобы протереть стекла фар, указателей поворота, стоп-сигналов, габаритных огней. Во время движения на них скапливается значительный слой дорожной пыли, что может значительно снизить видимость дороги и, соответственно, безопасность.
    Переключать ближний свет на дальний можно только после того, как встречный и ваш автомобили поравнялись.
    Перед поездкой в темное время суток удостоверьтесь, что стоп-сигналы вашего автомобиля исправны. В условиях недостаточной видимости это единственный признак, по которому водитель, следующий за вами, может определить, что вы тормозите.
    Наиболее опасно движение в вечерних или в предрассветных сумерках. В это время свет фар малоэффективен, поэтому лучше остановитесь и переждите «переходный» период.
    Одна из основных проблем ночной езды для водителя - яркий свет фар встречных машин. В этом случае поможет соблюдение нескольких правил. При разъезде смотрите не на фары встречной машины, а как можно правее. Держитесь ближе к правому краю проезжей части. Если вас сильно ослепило, включите аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, плавно остановитесь.
    Если ночью встречное транспортное средство светит одной фарой, эта может оказаться не мотоцикл, а автомобиль, у которого левая фара неисправна. Старайтесь держаться правее.
    Если ночью за вами движется автомобиль с включенным дальним светом фар, помигайте ему стоп-сигналами. Если он после этого не переключится на ближний свет и по-прежнему будет ослеплять вас, избегайте смотреть в зеркало заднего вида и дайте ему возможность вас обогнать.
Дорога загородная
    При движении ночью по загородной трассе держите постоянно в поле зрения правый край дороги, линию разметки, обочину.
Ночью при встречном разъезде старайтесь держаться или же к правому краю дороги, выдерживая как можно больший боковой интервал до встречного транспортного средства. Он может перевозить выступающий за габариты груз или прицеп, которые плохо видны.
    Всегда помните о водителях встречного транспорта. Переключитесь на ближний свет за 160-200м до разъезда. То же самое следует сделать, приближаясь к подъему, спуску или крутому повороту. Возвращайтесь к дальнему свету только после того, как вы поравнялись со встречным автомобилем.
    Ночью необходимо уделить повышенное внимание крутым поворотам, даже если они освещены с обеих сторон. Фонари на внутренней обочине дезориентируют водителя. При движении со светом фар особенно неприятно, когда после длинного, многокилометрового прямого участка трассы встречается поворот малого радиуса.
Дорога городская
    В городе благодаря уличному освещению ночные поездки практически не отличаются от передвижения днем. Поэтому «опытные» водители зачастую и не подозревают о том, что не готовы к ним. Тем не менее, многие автомобилисты считают это время суток наиболее удобным для быстрого и спокойного перемещения. И судя по тому, что летом огромное количество машин носится по дорогам до рассвета, мнение довольно распространенное. Однако первое же ночное путешествие на дальнее расстояние по загруженной междугородной трассе вызывает у таких водителей большие трудности. Как же минимизировать опасность? Можно предложить несколько советов. Итак, готовясь к подобной поездке, следует проверить техническое состояние всех световых приборов и их чистоту. В полном порядке должны быть стеклоочистители, зеркала заднего вида. Грязное стекло не только затрудняет видимость, оно еще и рассеивает свет фар встречных машин. Летом дополнительной проблемой становятся полчища комаров, мошек и мотыльков, разбивающихся во время движения о лобовое стекло. Не нужно пытаться очистить его стеклоочистителем: щетки только размажут грязь, ухудшив и без того неважную видимость. Желательно иметь специальные препараты для мойки и чистки стекол.
    Езда ночью опаснее еще и потому, что водитель просматривает трассу только на освещенные фарами несколько десятков метров и не может достоверно оценить дорожные условия и ситуацию. Хорошо отрегулированные фары (что встречается очень редко) при ближнем свете освещают путь на расстояние 45-60 м, при дальнем  на 120-140 м. Предметы, попадающие в луч света, человек воспринимает без деталей, как темные силуэты. Часто водитель не может различить, движется объект или нет. С увеличением скорости дистанция отчетливой видимости сокращается вдвое, а то и втрое по сравнению с дневным временем. В связи с этим необходимо выдерживать оптимальный скоростной режим, а это значит снижение скорости на 20-30 км/ч по сравнению с дневным временем.
    Для обеспечения видимости в темное время суток на поверхность искусственной неровности должны быть нанесены световозвращающие элементы, ориентированные по направлению движения транспортных средств. Площадь световозвращающих элементов должна быть не менее 15% общей площади искусственной неровности.
Пешеходы
    В населенных пунктах, следуя вдоль бульваров, разделительных полос, остановок общественного транспорта и других мест, где высока вероятность появления людей на проезжей части, нужно проявлять сверхосторожность. Повышенную опасность представляют для водителя и места пешеходных переходов, так как ночью люди неправильно определяют расстояние до приближающегося автомобиля и скорость его движения. В связи с чем большинство происшествий здесь и происходит. Положение усугубляется тем, что пешеход, освещенный светом фар, твердо уверен, что водитель хорошо его видит, хотя это далеко не так. Человека в темной одежде автомобилист увидит всего за 25-30 м. Для справки: такое расстояние при скорости движения 60 км/ч машина преодолевает менее чем за 2 с. Согласитесь, времени слишком мало для принятия каких-либо мер. Это, конечно, относится и к светлому времени суток. Просто ночью такие ситуации возникают в несколько раз чаще.
Парковки
    Останавливаясь на неосвещенных участках трасс или улиц, нужно включать габаритные фонари. Конечно, лучше поискать специальную стоянку или съехать с дороги, но если это невозможно, надо припарковать автомобиль на крайней полосе и включить аварийную сигнализацию. Если приходится ночью оставлять машину во дворе или тихом переулке даже на несколько часов, не стоит выключать «габариты». Они обезопасят автомобиль от наезда при недостаточном освещении, а аккумуляторная батарея ничуть не пострадает и быстро зарядится до прежнего уровня за десяток-другой минут последующей езды.
 
ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ - ЭТОТ ДОЖДЬ
Грязевые ванны
    При движении в дождь старайтесь не приближаться к впереди идущему транспортному средству  грязь, отбрасываемая его колесами, забрызгает ваше стекло. Если вас обгоняют, а на дороге лужи, заранее включите стеклоочистители.
    Не забывайте пользоваться дворниками и стеклоомывателями. Если встречный автомобиль обдал лобовое стекло вашей машины грязью, ни в коем случае не тормозите резко.
    Во время дождя стекла фар омываются водой, но как только дождь заканчивается, грязь начинает залеплять фары. Через 15-20 минут после окончания дождя остановитесь, и протрите их.
    При сильном дожде включайте ближний свет с габаритными огнями, снизив скорость движения. Помните, что другие видят вас плохо, поэтому не тормозите резко, и не меняйте неожиданно полосу движения.
    Иногда, чтобы выехать из глубокой колеи, недостаточно повернуть колеса для расширения колеи. В этом случае надо лопатой прокопать пологий выезд спереди или сзади по ходу движения автомобиля.
Тормоза
    Проехав по воде (глубокие лужи, броды), уровень которой достигает тормозных барабанов, обязательно просушите тормоза. Для этого при движении немного натяните рычаг ручного тормоза (не отпуская кнопки). На эту операцию обратите особое внимание, чтобы не остаться без тормозов потом, в критические мгновения.
Коэффициент сцепления и водные процедуры
    Основную опасность при движении в дождь представляет заметное ухудшение сцепления покрышек с дорожным полотном. Наименьшее значение коэффициента сцепления наблюдается при появлении первых капель воды. Дело в том, что при этом на поверхности дороги образуется особая пленка, состоящая из смеси частиц пыли, кусочков авторезины, грязи и воды. При продолжительном и сильном дожде эта пленка смывается и сцепление колес с дорогой улучшается, но бдительности терять не стоит. Будьте особо осторожны на трассах, покрытых опавшими листьями.
    Движение по трассе с низким коэффициентом сцепления происходит при повышенном расходе топлива - разница составляет до 10%.
    Не проезжайте лужи на большой скорости. Глубина их не всегда ясна, кроме того, под ними могут скрываться значительные повреждения дорожного полотна, канализационные люки, посторонние предметы. Если есть возможность, лужу лучше объехать. Преодолевая серьезные водные преграды, помните, что высокая скорость отнюдь не гарантирует безопасный проезд. Вода может попасть во впускной коллектор, а там недалеко и до цилиндров. Если ее много, гидроудар неизбежен. Вода, в отличие от воздуха, сжимается плохо: поршень со всего хода ударяется в воду, будто в стену, и давление в цилиндре превышает норму в несколько раз. Результатом неудачного форсирования водной преграды могут стать также погнутые или сломанные шатуны.
    На дорогах с твердым покрытием даже при движении со скоростью менее 60 км/ч может возникнуть аквапланированиескольжение автомобиля по водяной пленке из-за воды в протекторе. Один из его признаков  машина проходит неровности без характерных толчков кузова. Выход в этом случае один  снижать скорость, применяя торможение двигателем или «качая» тормоза на грани блокировки, избегать порывистых движений рулем, резких торможений. Очень опасна в дождливую погоду «лысая» резина.
 
ТУМАН - ТУМАН
    Кроме существенного снижения видимости, одна из самых больших опасностей в сильный туман, особенно ночью, - серьезные искажения при оценке расстояния до встречного или находящего сзади автомобиля. В этой ситуаций зачастую видно лишь равномерное пятно света от фар приближающейся машины, но насколько она близко и с какой скоростью едет, определить очень сложно.
    Если кто-то едет навстречу или висит сзади, а вам необходимо обогнать, объехать препятствие или как-то еще маневрировать, делать это нужно предельно внимательно и осторожно  до встречной машины может быть и 50, и 500 метров. Кроме того, имейте в виду, что состояние дороги и обочины очень часто недостаточно хорошее, и при маневрах шанс угодить в яму очень велик. Аналогично следует действовать и в том случае, когда вы приближаетесь к впереди идущему автомобилю  ведь чем гуще туман, тем сложнее определить, какое расстояние вас разделяет.
    При движении в тумане снижайте скорость на 20-30% по сравнению со скоростью в обычной дорожной обстановке.
    Включать дальний свет фар в сильный туман нет смысла  мощный световой поток большей частью будет отражаться, и перед машиной образуется яркая белая стена, а видимость останется такой же, как и при ближнем свете фар. Туман, как правило, стелется на высоте примерно 30см от земли, поэтому использование противотуманных фар наиболее эффективно, если они установлены как можно ниже под бампером.
    Ориентироваться лучше по правому краю дороги, стараясь расстояние между ним и углом правого переднего крыла держать неизменным.
    При сильном тумане автомобиль, габаритные огни которого вы смутно видите впереди, может не двигаться, а стоять. Не приближайтесь к нему на большой скорости.
 
СВЕТ МОЙ ЗЕРКАЛЬЦЕ СКАЖИ
Обзор и мертвые зоны
    Прежде чем отправиться в любую поездку на автомобиле, обеспечьте себе хорошую обзорность не только спереди, но и сзади с помощью регулировки зеркал.
    Перечень случаев, когда от водителя требуется посмотреть в зеркало заднего вида, довольно обширен. Это нужно сделать (а на экзаменах по практическому вождению еще и так, чтобы заметил проверяющий) перед началом движения, перестроением, поворотом направо, налево или разворотом, обгоном, опережением или объездом,  движением задним ходом, остановкой и открытием дверей, торможением, приближением к опасному участку. Помните: надо регулярно поглядывать в зеркала заднего вида и быть в курсе того, что происходит на дороге со всех сторон от вашего автомобиля. Как часто надо бросать взгляд, зависит от условий дороги и интенсивности движения на ней.
    Зеркала не позволяют полностью знать обстановку вокруг автомобиля, слепые зоны все равно будут. Причина проста: в каждое из них можно наблюдать только определенный сектор, к тому же элементы кузова закрывают обзор из салона. После того как отрегулировали положение зеркал, найдите не просматриваемые участки. Они находятся непосредственно позади и по обеим сторонам машины. Достаточно бросить туда быстрый взгляд, чтобы убедиться в безопасности ситуации. Это необходимо сделать перед тем, как перестраиваться, и перед выполнением маневров. Старайтесь угадывать слепые зоны в чужих автомобилях и не оставаться в них долго.
Плоские зеркала и др.
    Плоское зеркало заднего вида дает минимальный угол обзора, но не искажает расстояние до предметов. Сферическое зеркало обеспечивает больший угол обзора, но несколько увеличивает расстояние и форму предметов. Плоское и сферическое зеркала могут быть скомбинированы в многосекционном зеркале.
    Внешние зеркала чаще всего бывают выпуклыми. Главное, что от них требуется, это охватывать как можно больший участок дороги сбоку и сзади. Тем не менее, как ни крути зеркала, а слепые зоны все равно остаются, и вне зоны видимости может оказаться любой участник дорожного движения. Полностью полагаться на зеркала нельзя, надо еще и головой крутить.
    Зеркала заднего вида должны быть отрегулированы таким образом, чтобы при взгляде на них не требовалось значительных движений головой, должно быть достаточно легкого поворота головы или простого перевода взгляда. При этом необходимо обеспечить хороший обзор дороги сзади и по бокам машины и минимальные слепые зоны.
    Некоторым автомобилистам обзорности штатных зеркал не хватает. Улучшить ее можно путем установки дополнительных зеркал и устройств или заменой имеющихся зеркал на другие. Плоские зеркала можно заменить на сферические или состоящие из нескольких секций. При этом увеличится угол обзора, но расстояние до объектов будет искажаться.
    При регулировке зеркало нужно держать таким образом, чтобы не касаться руками его поверхности: следы от пальцев искажают и смазывают отражение, а также отвлекают ваше внимание от дороги. Внутреннее зеркало плоское и не обманывает восприятия. Некоторые водители устанавливают выпуклые, а делать этого не следует. Предметы в них предстают в уменьшенном виде и с измененными пропорциями, реальная картина дороги искажается, в результате трудно определить расстояние до других машин, а, следовательно, и их скорость. У такой формы одно преимущество  увеличивается обзор. Внутренние зеркала, как правило, имеют рычаг переключения для перевода их из обычного положения в «противоослепляющее», при котором ночью глаза не режет свет фар.
 
ВОДИЛА - ДЕРЖИ БАРАНКУ!!!
    Держите руль обеими руками, так как он легко выбивается из рук, особенно если у вас «переднеприводный» автомобиль. Иногда водитель «переднеприводного» легкового автомобиля может потерять бдительность вследствие того, что его машина по сравнению с «заднеприводной» лучше удерживает именно прямолинейное движение.
    Непроизвольный наклон к рулевому колесу или, наоборот, откидывание на спинку сиденья, ослабление рук на руле, сползание их в нижнюю часть руля, отвлечение мыслей от дороги - верные признаки утомления. Обязательно остановитесь, выйдите из машины, пройдитесь немного.
    Посадка водителя должна быть такой, чтобы он в любой момент мог предпринять немедленные действия для предотвращения аварии. Водитель всегда должен быть готов резко повернуть руль, нажать на педаль тормоза.
 
ХОРОШО СИДИМ ПРИ ДТП
    Представьте, что удар придется прямо по вашей двери... Остались считанные доли секунды до столкновения. Попытаемся принять правильное положение. Подбородок сильно прижат к груди, глаза зажмурены (осколки разбитого стекла могут лишить вас зрения), держаться за ручки на потолке или на дверях не стоит: может прижать, если удар придется по вашей стороне (по этой же причине не держитесь и за сиденье). Скрестите руки на груди так, чтобы спина немного округлилась, ноги подожмите, но не засовывайте их под сиденье. Потренируйтесь принимать это положение, а в случае, когда удар неизбежен, постарайтесь принять его автоматически.
    Несколько рекомендаций для пассажиров, сидящих на заднем сиденье. Если есть ремни, обязательно пристегнитесь. Если их нет, и удар направлен в вашу сторону, не держитесь за ручки на двери и потолке  используйте как упор спинку переднего сиденья.
 
ЧИСТОТА СТЕКЛА - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ
    Чистые стекла автомобиля помимо обеспечения хорошей видимости и комфорта влияют и на безопасность движения. Грязные стекла при езде против солнца или при приближении встречного автомобиля с включенными фарами в темное время суток могут лишить водителя обзора из-за бликов и отражений от загрязненной поверхности. Для очистки стекол можно пользоваться одноразовыми салфетками, пропитанными быстро испаряющимся спиртом, или многоразовыми салфетками из микрофибры, либо искусственной замши. Кроме того, многоразовые салфетки можно использовать для мытья и последующей протирки кузова.
    Подобного рода проблемы возникают и зимой, когда на стекла попадает разбрызгиваемый противогололедный реагент. В этом случае для обеспечения безопасности необходимо немедленно остановиться и протереть стекла салфетками со спиртовой пропиткой.
 
РЕМНИ БЕЗОПАСНОСТИ, ПОДГОЛОВНИКИ
    Лямка ремня безопасности должна плотно прилегать к телу. Если натяжение ремня слишком слабо, он не обеспечит надежной защиты в случае аварии. В момент столкновения человек сильно переместится вперед, поэтому высок риск травмирования.
    Преднатяжители ремней автоматически натягивают ремень в случае аварии, крепко удерживая водителя или пассажира на сиденье. Они срабатывают от того же  датчика аварии, что и передние подушки безопасности, но при ударе меньшей силы. Преднатяжители ремней на передних сиденьях оборудованы ограничителем усилия, который допускает легкие перемещения, когда нагрузка не достигает определенного уровня.
    Уменьшить вероятность травмирования шеи и головы человека, когда автомобиль получает удар сзади, позволяют подголовники. Они должны быть отрегулированы таким образом, чтобы верхний край подушки располагался не ниже верхнего края уха.
 
ВЫХОД ИЗ АВТО НА ДОРОГУ
    Выходя из кабины автомобиля на проезжую часть дороги, предварительно убедитесь в отсутствии движения как в попутном (зеркала), так и во встречном направлении. В ночное время делать это лучше всего в ярком жилете со светоотражающими ламельными вставками.
 
ЗАМЕНА КОЛЕСА
    Внимательно отнеситесь к выбору места для замены проколотого колеса. Оно должно иметь твердое покрытие и быть ровным. Избегайте остановки вблизи поворотов и перекрестков. Обязательно выставьте знак аварийной остановки в соответствии с ПДД. Автомобиль зафиксируйте стояночным тормозом, включите первую или заднюю передачу (если коробка передач автоматическая, установите рычаг переключения в положение «Р»). Чтобы предотвратить смещение автомобиля в процессе работы, под колесо, расположенное по диагонали от заменяемого, подложите противооткатный упор.
 
ПОДУШКИ НЕ ПОД УШКИ
    Подушки безопасности являются дополнительным средством пассивной защиты: их нужно использовать наряду с ремнями безопасности. Хорошо, когда они есть: и фронтальные, и боковые.
 
НОЧЬЮ КАК ДНЕМ
    Световой пучок ксеноновой лампы шире, поэтому она позволяет значительно улучшить обзор в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. Объекты, находящиеся на обочине дороги, в том числе дорожные знаки, видны с таким освещением на большем расстоянии, чем при использовании обычных ламп.
    Основным достоинством ксеноновых ламп является то, что они излучают световой поток, максимально приближенный по спектральному составу к солнечному свету. В настоящее время конструкция их цоколей соответствует популярным галогенным лампам, поэтому нет необходимости производить замену фары в сборе. Достаточно лишь поставить газоразрядные лампочки и обязательно установить пускорегулирующие устройства.
    Фары с ксеноновыми лампами обладают высокой вибрационной стойкостью, так как не имеют нити накаливания, которая может перегореть и оборваться. Они не боятся тряски и ударов, но их нельзя мочить и трогать руками.
    Существует определенная взаимосвязь между степенью освещенности дороги и действием ослепляющего эффекта на водителя. Чем ярче фары автомобиля освещают дорогу, тем большую яркость встречных фар водитель способен воспринимать. Поэтому конструкции осветительных приборов все время совершенствуются. Галогенные лампы, линзы и отражатели существенно улучшают освещенность. Однако хорошие фарыэто еще далеко не все. Во-первых, они должны быть правильно, отрегулированы, иначе они зальют светом все вокруг, кроме дороги и обочины. Во-вторых, даже хорошими фарами надо уметь управлять.
 
ПОЛЕЗНЫЕ МЕЛОЧИ
Навигатор
    Выбирая GPS-навигатор, обратите внимание на размеры экрана и используемых шрифтов. Они должны быть максимально информативными, так как водителю необходимо четко и быстро воспринимать выводимую GPS-приемником  информацию.
Фаркоп
    Кроме своего основного назначения фаркопы служат хорошей защитой при наезде попутного транспорта, кроме того, они неплохо служат для защиты бензобака при езде по бездорожью.
 
ГОРИМ !!!
    Если в моторном отсеке произошло возгорание, не распахивайте капот. Этим вы увеличите приток воздуха к огню. Приоткройте его и направьте в образовавшуюся щель струю из огнетушителя.
 
КОНДИШЭН
    При работе автомобильного кондиционера происходит рециркуляция воздуха, то есть движение его по кругу в замкнутом пространстве - салоне - без обмена с окружающей средой. В этом случае со временем содержание кислорода в воздухе уменьшается, что может вызывать у водителя сонливость. Чтобы этого избежать, в автомобилях высокого класса создают режим «регулируемой рециркуляции», когда в салон дополнительно поступает наружный воздух.
    В жару утомление наступает быстрее, увеличивается вероятность ошибки в управлении автомобилем, снижается скорость реакции водителя. Чаще отдыхайте и старайтесь использовать для езды более прохладное время суток, снижайте скорость движения.
    Тепловой комфорт оптимальное сочетание температуры, влажности, подвижности воздуха, интенсивности солнечной радиации, степени физической активности человека, а также теплозащитных свойств его одежды. Влияние данных факторов на людей взаимосвязано. Например, при прочих равных условиях температуру воздуха, нагретого до 27-29°С, человек воспринимает по-разному (в зависимости от скорости атмосферного потока): при 0,15-0,3 м/с  24-26°С, при 0,5-1 м/с  20-22°С.
 
ЖИВОТНЫЕ РЯДОМ
    Соблюдение нескольких правил при перевозке домашних животных в автомобиле поможет сделать поездку более комфортной и для вас, и для ваших любимцев.
    Беря с собой в дорогу кошку или собаку, надо помнить о том, что их тоже может укачивать и тошнить. Ни в коем случае не давайте им препараты, предназначенные для людей. В ветеринарных магазинах продают специальные средства.
    Непосредственно перед поездкой кошку или собаку лучше не кормить. Поить питомца в пути удобнее всего из специальной поилки, из которой вода не прольется на сиденье. Держите окна приоткрытыми, особенно в жару. Ширина проема должна быть такой, чтобы животное не испытывало недостатка свежего воздуха, но при этом не могло выпрыгнуть из машины.
    Чтобы кошка или собака не перемещалась по всему салону и тем более не попала под педали, посадите ее в специальную переноску или наденьте на животное шлейку с поводком и привяжите его к подголовнику. Нелишним будет постелить на сиденья специальный плед или непромокаемую клеенку. Это в дальнейшем избавит вас от необходимости чистить салон от шерсти.
 
А У НАС С СОБОЙ БЫЛО…
    В дальних поездках водителю и пассажирам приходится испытывать массу неудобств. Облегчить неблизкий путь помогут полезные аксессуары, в изобилии представленные в автомагазинах.
    Уменьшить нагрузку на глаза в солнечную погоду водителю помогут очки с поляризованными стеклами, которые поглощают часть бликов от различных зеркальных и блестящих поверхностей. Удобны также солнцезащитные очки, стекла которых сильно затемнены в верхней части и почти прозрачны в нижней.
    Уменьшить проскальзывание руля в руках помогут специальные чехлы. Перфорация и нескользящие материалы, из которых они изготавливаются, позволят чувствовать себя более комфортно и уверенно.
    Чтобы уменьшить нагрузку на поясницу, можно купить специальную регулируемую подушку-опору, которая крепится к спинке сиденья. В дальней дороге вы будете избавлены от усталости и болей в спине. Повысить уровень комфорта помогут и подлокотники. Один располагается между передними сиденьями, а другой крепится на дверь.
    Приготовить чай, кофе или просто вскипятить воду помогут кофеварки. В комплект входят приспособления для крепления на панели приборов, столе, стене.
    Для хранения продуктов и охлажденных напитков предназначены термосумки, изотермические контейнеры, термосы. Термобоксы сами холод не вырабатывают, но обеспечивают сохранность охлажденных продуктов в течение длительного времени.
    Автомобильные холодильники позволяют хранить от литра воды до полного набора продуктов. Некоторые из них имеют функцию подогрева и могут использоваться для разогрева пищи.
    Для питания автомобильных холодильников, кофеварок и электробритв от автомобильного аккумулятора продаются преобразователи напряжения как 220/12 В, так и 12/220 В.
 
ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ (Заповеди женской зимней езды)
Женщины-круче всех
    Ни для кого не секрет, что у женщин особенный стиль езды, непонятный представителям противоположного пола. Это не значит, что они ездят хуже. Наоборот, по статистике ГАИ, представительницы слабого пола в 12 раз реже мужчин виновны в серьезных авариях. А вот в мелких провинностях они, наоборот, лидируют. И если зимой дамы не пересели на общественный транспорт, то им необходимо учесть некоторые нюансы.
Зимой и летом разным цветом
    Как известно, езда на автомобиле зимой и летом - это две большие разницы. Практически все книжки и рекомендации по зимнему вождению написаны мужчинами, поэтому женщинам они не вполне понятны. О многих важных вещах никто не говорит ни слова: мужчины считают их общеизвестными. Может быть, если водительский стаж превышает десять лет, это так и есть. Но для тех, у кого впереди первая зима на колесах, существенна каждая мелочь.
Косметика улучшает породу
    Итак, нельзя экономить на обслуживании автомобиля. Необходимо отогнать четырехколесного друга в автосервис или показать хорошему мастеру. Он проведет технический осмотр и при необходимости устранит неполадки. Не стоит лениться ежедневно откапывать машину из-под снега. Большинство женщин -  автолюбительниц не утруждают себя этой работой. Они расчищают только небольшой участок на переднем и заднем стекле, надеясь, что все остальное растает по дороге. Тем самым они значительно ухудшают обзор и создают аварийные ситуации на дороге.
Главное-думать о себе любимой
    Необходимо исключить экстренное торможение. Многие дамы, как только зеленый свет светофора начинает мигать, тормозят, не глядя в зеркальце заднего вида. Желтый свет для того и существует, чтобы завершить движение и не создавать аварийных ситуаций. Если на сухой дороге за такую езду только обругают, то зимой последствия могут быть куда печальнее.
Навыки автошколы против заносов
    Нельзя ездить на нейтральной передаче. Для женщин, особенно в первое время, выжимать сцепление - упражнение не из легких. Поэтому на поворотах они просто ставят коробку передач на «нейтралку». На скользкой дороге при подобном поведении можно потерять контроль над автомобилем. Нужно быть готовой к движению юзом. Никто не застрахован от заносов, даже при езде с гораздо более низкой скоростью, чем разрешена правилами, и только в крайнем правом ряду. Поэтому необходимо хотя бы теоретически усвоить правила поведения при заносах, а они зависят от типа привода машины. Большинство новичков в критический момент начинают инстинктивно давить на тормоз, чем лишь ухудшают свое положение. Для автомобилей с «передним приводом» необходимо немного прибавить газу, чтобы при заносе передние колеса вытаскивали машину. В моделях с «задним приводом» нужно сбросить газ, но не нажимать на тормоз.
июнь 2009
 
Hosted by uCoz