СОКРАЩЕНИЯ ПО ТЕКСТУ
АМ     - автомагистраль
АСС   - аварийная (световая) сигнализация
БСФ   - ближний свет фар
ГО     - габаритные огни
ДСФ  - дальний свет фар
ДХО   - дневные ходовые огни
Ксц   - коэффициент сцепления колес и дорожного покрытия
М.б.  - может  быть
н-р    - например
Н.п.   - населенный пункт
НРП  - нерегулируемый Х
ПОЗ - потенциально опасная зона
ПП    - пешеходный переход
ПТФ  - противотуманные фары (фонари)
РП     - регулируемый Х
Т.с.    - транспортное средство
УДД  - участник(и) дорожного движения
Х       - перекресток
 
КАТЕГОРИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
 
n Категории авто т.с.:                                
*    А - мотоциклы;
*    С - грузовые т.с. весом свыше 3.5 т,  перевозящие
более 8 пассажиров;
*    Д - автобусы;
*    Е - грузовые т.с. с прицепами (тягач, автопоезд, трейлер);
*    СД - грузовые (и маломестные) т.с. для перевозки пассажиров;
*    ДЕ - сочлененный автобус;
*    В - легковые (грузовые) т.с. (мотоколяски) общим весом до 3,5 т, включая прицеп до 750 кг, и перевозящие до 8 пассажиров.
 
n Водительские удостоверения (права) выдаются:
1.    А   - с 16 лет
2.    ВС - с 18 лет
3.    Е    - с 20 лет
4.    Д    - с 21 года
 
ТЕРМИНЫ
 
n Дорога - объект, на котором действуют Правила Дорожного Движения (ПДД). Места передвижения транспортных средств (т.с.) и пешеходов, а также места, не предназначенные для движения (парковки, тротуары, обочины, резервные зоны, островки безопасности, кюветы, газоны). На всех дорогах установлено правостороннее движение (I).
n Главной дорогой (по отношению к другим) является: 1) обустроенная дорога (с искусственным покрытием, разметкой, знаками и т.д.) по отношению к грунтовке с низким Ксц колес и покрытия; 2) она же по отношению к выезду с прилегающих территорий, имеющих ограниченный скоростной режим; 3) скоростная трасса (н-р, АМ) - по отношению к менее скоростным: 4) главная дорога 2.1 по отношению ко второстепенной дороге 2.4.
n Проезжая часть - элемент дороги для движения т.с., ограниченный обочинами, тротуарами и/или разделительными полосами. Деление потоков на опасных участках одинарной сплошной линией при количестве полос не более трёх, и двойной сплошной - при четырёх и более полосах. Наезд и пересечение сплошных наказывается лишением прав от 4 до 6 месяцев. (Во Франции - 1800 евро и лишение "прав" до 3 лет).
n Обочина - элемент дороги, примыкающий на одном уровне к проезжей части, отличающийся типом покрытия [м.б. отделен разметкой 1.2, т.е. сплошной линией шириной до 40 см или узкой прерывистой] и используемый для движения <немеханических т.с.> и парковки (по ГОСТу пересечение сплошной разметки разрешено только в крайних случаях).
n Разделительная полоса (по ГОСТ) - конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий её на смежные проезжие части и не предназначенный для движения безрельсовых т.с. и пешеходов.
n Разделительная полоса (по ПДД) - конструктивно выделенный элемент дороги или с помощью разметки 1.2.1 (широкая сплошная до 40 см краевая справа - ГОСТ), разделяющий её на смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки т.с.
n Граница проезжей части - отделяет проезжую часть от зоны, где движение т.с. запрещено (тротуар, обочина, разделительная полоса) и м.б. выделена сплошной или прерывистой линией разметки.
n Слева попутное направление проезжей части ограничено разметкой, делящей встречные потоки, или трамвайными путями, которые иногда м.б. использованы для движения т.с.
n Полоса движения - часть дороги, достаточная для движения габаритного т.с. (бензовоза, шириной 2,55 м) с учетом боковых интервалов в один ряд. Выделяется или не выделяется разметкой. Ширина полосы зависит от  категории  дороги: min - 3 м, но м.б. 3,5 или 3,75 м (ширина полосы 4,5 м - скотопрогон. см.СНиП).  (Ширина легкового т.с. 1,6 м, а мотоцикла около 1,0м).
n В населенном пункте разрешено двигаться по любым полосам попутного направления, кроме крайней левой, начиная с третьей, которая резервируется для спецтранспорта. Занимать ее разрешено в крайних случаях: пробки на дороге, маневрирование при объезде с опережением. Постоянное движение - только за 200р (в Европе - от 500, но уже евро).
n Вне населенного пункта запрещено двигаться в левых полосах при свободных правых (движение только в крайней правой). Движение как можно дальше от встречного потока (при разрешенной скорости более 80 км/ч).
 
n Перекресток (Х) - потенциально опасная зона (ПОЗ) дороги. Место пересечения, примыкания или разветвления дорог с примерно равными скоростями на одном уровне. Перекресток всегда один. Состоит из пересечения проезжих частей и участков маневрирования т.с. (с запретом парковки), по которым, по линии тротуаров, идет также движение пешеходов. На нем идет движение т.с. и допускаются только технологические остановки для пропуска т.с. с приоритетом и для предотвращения ДТП. На перекрестке разрешены четыре направления движения: направо - прямо - налево - разворот.
n Перекрестки:                           
  - равнозначных дорог (на котором учитывается приоритет помехи справа - II, что определяется нашей посадкой в т.с. слева и недостаточным обзором вправо из-за угловой стойки т.с. и анатомии глаза с «мертвой» зоной справа);
    - неравнозначных (т.е. главных и второстепенных) дорог, когда т.с. на главной дороге имеет приоритет движения);
    - регулируемый (РП) - при наличии светофора или регулировщика;
    - нерегулируемый (НРП) - все другие или с постоянно мигающим желтым светофором (на Х, имеющем повышенную опасность).
n Прилегающая территория - смежная с дорогой территория, не предназначенная для сквозного движения (дворы, автостоянки, АЗС, территории организаций, предприятий и т.д.) и имеющая ограниченный скоростной режим движения, что отличает ее от тупика, где действует общегородской скоростной режим. Выезд с прилегающей территории перекрестком не является.
n Пешеходный переход (ПП) - элемент дороги для движения пешеходов, ограниченный знаками (м.б. с «зеброй» или без, регулируемый или нерегулируемый). Движение на ПП без остановки и только прямо. Парковка у бордюра за 5 м до ПП (обеспечив обзор «зебры» и пешеходов) или сразу за «зеброй» - IX.
n Ж/д переезд - зона повышенной опасности (ПОЗ), где дорога для т.с. пересекается с ж/д путями на одном уровне (ограничен краями настила и рельсами), где исключается любое другое действие кроме движения т.с. прямо, без остановок и маневрирования. В Европе скорость на этом участке ограничена 25 км/ч (II передача), чтобы не перегружать подвеску т.с.
n Участники дорожного движения - водители, пассажиры, пешеходы. Водитель, управляя тяжелым т.с., обязан быть предельно внимательным, не создавать опасности при движении и не причинять вред, т.к. последствия столкновения м.б. опасны для жизни окружающих - IV.
n Регулировщик - представитель ГАИ, ВАИ, дежурные и т.д. - опознается по форме или повязке, обязан иметь удостоверение, жезл, флажок или  фонарь.
 
n Транспортное средство (т.с.) - устройство для перевозки грузов и пассажиров.
n Механическое т.с. - т.с., приводящееся в движение двигателем (исключая мопед). Повышенная опасность и ответственность за безопасность других участников дорожного движения требует от водителя иметь при себе права и документы на т.с.
n Дневные ходовые огни (ДХО) - внешние световые приборы (окантовка фары светодиодами), расположенные спереди т.с. и предназначенные для улучшения видимости приближающегося т.с по встречному направлению или сзади (в зеркалах), а также и на пересекаемой дороге. Применимы в дневное время на любых дорогах.
n Для обеспечения безопасности маневрирования в дневное время на т.с. должны быть включены фары или БСФ, или ПТФ или ДХО (в тоннелях - только БСФ).
n Маршрутное т.с. - т.с. общественного пользования, двигающееся по спец. маршруту с обозначенными остановками (трамвай, троллейбус, автобус). В н.п. имеет приоритет движения в местах остановок. Двигается по маршруту, не подчиняясь некоторым дорожным знакам. Маршрутное такси - коммерческий вид транспорта, двигающийся на общих основаниях.
n Мотоцикл - 2-х и более колесное механическое т.с. весом до 400  кг.
n Велосипед (мопед) - т.с. со скоростью до 50 км/ч и рабочим объемом двигателя менее 50 куб.см. Таким т.с. разрешено движение по специальной полосе или в пределах 1м от края проезжей части.
n Мах. Разрешенная Масса - масса т.с. с грузом, пассажирами, полным баком и т.д. (постоянна и определяется заводом-изготовителем) = Полная Загрузка. *Прочитать раздел ПДД - “Перечень условий, запрещающих эксплуатацию”.
n Фактическая Масса - масса т.с. в конкретный момент времени (менее мах. разрешенной массы) = Снаряженное Состояние. (по п.1.5 парковка на уклоне и удержание т.с. ручником напрямую зависит от загрузки т.с.).
 
n Приоритет (преимущество) - право на первоочередное движение, которое возникает при маневрировании, пересечении траекторий, при затрудненном разъезде.
n Уступить дорогу (не создавать помех) - не предпринимать действий для возможного изменения движения (по направлению и/или скорости) других участников движения, имеющих приоритет. Т.е. не мешать тем, кто имеет приоритет.
n Обгон - маневр с опережением т.с., связанный с выездом на встречное движение (сторону проезжей части или полосу) и последующим возвратом на попутное направление (сторону проезжей части или полосу).
n Препятствие - неподвижный предмет  или дефект дороги (яма, открытый колодец), не позволяющий продолжить движение по полосе. Не является препятствием т.с. в заторе или на парковке.
n Населенный пункт (н.п.): белые знаки с черными буквами названия н.п. или изображением застройки, на территории которых действуют ПДД (скорость до 60 км/ч), относящиеся к н.п. (5.23); синий знак с белыми буквами названия н.п. на транзитной дороге со скоростным режимом и другими условиями, действующими на загородных дорогах (не более 90 км/ч) (5.25). (Знаки 5.23.2 и 5.24.2 стоят перед н.п. без названия или на проселочных дорогах, ведущих в «белый» город).
 
n Недостаточная видимость - видимость участка дороги менее 300 м, в связи с непогодой (туман и другие осадки) или временем суток (сумерки и т.п.). При движении в тумане противотуманные фары (ПТФ) освещают дорогу перед т.с. под пеленой тумана (это их основное, но не единственное назначение). В иных случаях ПТФ дополняют ближний или дальний свет (БСФ или ДСФ) для улучшения освещения под колесами (осадки - снег, дождь и т.д. - сумерки, темное время) при наложении световых пучков.
 
n Ограниченная видимость (пдд) - видимость дороги, ограниченная рельефом, параметрами дороги (повороты), растительностью, строениями, сооружениями и транспортными средствами.
n Ограниченная видимость (реально) - видимость участка дороги менее 100 м, связанная с рельефом местности (подъемы, спуски), изменяющимся направлением (повороты) и т.д., исключающая безопасное маневрирование (развороты, обгон и т.д.). 100 метровая защита от неприятностей.
 
n Остановка - преднамеренное прекращение движения у бордюра или на обочине на непродолжительное время (обычно до 5 мин), связанное с выгрузкой или высадкой пассажиров, когда 5 минутный период остановки м.б. превышен. Главное - водитель рядом и идет непрерывный процесс.
n Стоянка - преднамеренное прекращение движения на время более 5 минут (парковка, при которой водитель оставляет запертую машину). «Защити» себя аварийкой или не глуши мотор, уходя от т.с., или оставь т.с.на попечение пассажиров при отлучке.
 
n Вынужденная остановка - прекращение движения в связи с поломкой, состоянием водителя или пассажира, состоянием груза, дороги и т.д.
n Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - нарушение нормального режима движения т.с., когда происходит гибель людей, повреждение груза,  т.с., дорожных сооружений и т.д.