Автомат - это тебе не механика (АКПП)
Автомат - это тебе не механика - 2
РЕДАКЦИЯ январь 2010
Кикдаун

Что такое кикдаун
    Кикдаун - это режим резкого разгона на АКПП. Например, когда водитель желает быстро обогнать ползущий впереди грузовик, он принимает влево, резко вдавливает педаль аеселератора - в этот момент срабатывает датчик «кикдауна», АКПП включает пониженную передачу, позволяя двигателю набрать высокие обороты и отдать максимум мощности, - машина совершает рывок вперед для опережения с последующим возвратом в свой ряд. Водитель немного отпускает педаль, и коробка переключается в свой обычный режим работы. Фирмы-производители АКПП рекомендуют использовать этот режим работы хотя бы раз в день, для того чтобы клапан «кикдауна» не залипал в своем гнзде от безделья.
Автомат - это тебе не механика - 1
РЕДАКЦИЯ ИЮНЯ 2009
    Преимущество? - обслуживание - пользование рычагами - остановка - дорожный плен - диагностика - контроль масла
ПРЕИМУЩЕСТВО - ЕЩЕ НЕ ПРИОРИТЕТ
    Основное преимущество автомобилей с автоматическими коробками переключения передач (АКПП) в простоте и легкости управления, что особенно удобно в городе с загруженными улицами. Наличие только двух педалей - акселератора («газа») и тормоза, исключение необходимости постоянного переключения передач в процессе движения существенно облегчают управление. Срок службы современных коробок-автоматов соизмерим со сроком службы автомобиля, а обслуживание заключается в предотвращении течи масла, контроле его уровня и своевременной замене.

ОБСЛУЖИВАНИЕ
    Обслуживание автоматической коробки передач в сервисном центре в среднем необходимо производить через каждые 40 тыс. км пробега. Однако эти цифры могут заметно меняться в зависимости от состояния АКПП и от условий ее эксплуатации. При частой езде в городском режиме, по бездорожью и при общем пробеге свыше 200 тыс. км обслуживание лучше производить через каждые 25 тыс. км. Если автомобиль новый или АКПП после хорошего ремонта и машина в основном эксплуатируется на загородных трассах, обслуживание можно производить через 50-60 тыс. км.
    Основные составляющие обслуживания  замена масла, масляного фильтра (в некоторых АКПП замена фильтра не предусмотрена, он рассчитан на весь срок эксплуатации коробки), проверка режимов переключения передач и давления масла в магистралях.

ПОЛЬЗОВАНИЕ РЫЧАГАМИ
    В автомобилях с АКПП водитель не включает передачи, а задает необходимые режимы переключений с помощью рычага управления (селектора). Специальные режимы включаются кнопками и переключателями, расположенными на рычаге или рядом с ним. Кроме того, работа коробки корректируется в зависимости от манеры водителя обращаться с педалью акселератора.
Управление
Управление автомобилем с автоматической коробкой передач (АКПП):
    Запуск двигателя осуществляют при положении селектора в режиме «Р» (parking) или «N» (neutral). Если рычаг находится в положении «N» (neutral), то во избежание самопроизвольного трогания с места следует нажать на педаль тормоза.
    Перед началом движения надо перевести селектор в положение «D» (drive) и отпустить педаль тормоза. Автомобиль начнет двигаться. Для ускорения используют педаль акселератора. При необходимости резкого разгона нужно полностью нажать на педаль газа, при этом АКПП переходит в режим Kick-down, при котором автомат переключается на пониженную передачу. Пользоваться этим режимом без особой надобности не следует, поскольку при нем резко возрастает износ АКПП. Если вы хотите, чтобы автомат прослужил долго, старайтесь избегать частой смены режимов.
   При кратковременных остановках переводить селектор из положения «D» (drive) в «N» (neutral) или «Р» (parking) необязательно, достаточно отпустить педаль акселератора и нажать на тормоз.
    Во время стоянки рычаг АКПП переводят в положение «Р» (parking), на уклонах дополнительно включают стояночный тормоз.
Запрет
Во избежание поломки АКПП категорически запрещено:
•    при движении вперед переводить рычаг в положения «Р» (parking) и «R» (reverse), а при движении задним ходом  включать любой режим, предназначенный для движения вперед;
•    нажимать одновременно на педаль акселератора и тормоза.
Ограничения
    Буксировка машины с АКПП возможна только с работающим двигателем и на небольшие расстояния, селектор автомата следует перевести в режим «N» (neutral). При буксировке надо придерживаться правила «50x50»  со скоростью не более 50 км/ч и на расстояние до 50км. В случае неисправности АКПП и отсутствия эвакуатора при буксировке на дальние расстояния необходимо разъединить трансмиссию.
    В начале движения перевод селектора автоматической коробки переключения передач в положение «D» (drive) или «R» (reverse) должен производиться при нажатой педали тормоза.
    Категорически запрещается при движении вперед переводить рычаг автоматической коробки переключения передач в положения «Р» (parking, парковка) и «R» (reverse, задний ход). В оба эти положения рычаг можно переводить только при полной остановке автомобиля.
    Автомобиль с АКПП более удобен в управлении, чем с механической коробкой. Быстрее трогается на светофорах, без проблем и насилия над сцеплением забирается в горку, а значительную часть пути на работу по пробкам можно проехать, не трогая педали газа вообще.

ОСТАНОВКА
    При непродолжительной остановке автомобиля, оборудованного автоматической коробкой переключения передач, достаточно отпустить педаль газа и удерживать автомобиль тормозом. При длительной остановке лучше перевести селектор в положение «Р» (parking) и выключить зажигание. Позиция «N» (neutral) предназначена для буксировки неисправного автомобиля на небольшие расстояния (не более 30-50 км со скоростью, не превышающей 50 км/ч).
    Автомобиль с АКПП при кратковременных остановках обязательно удерживайте нажатием на педаль тормоза, так как машина может тронуться с места даже на холостом ходу, поскольку передача крутящего момента к ведущим колесам полностью не исключается.

ДОРОЖНЫЙ ПЛЕН
    Если вы забуксовали на автомобиле с автоматической коробкой переключения передач, нельзя раскачивать автомобиль, включая то первую, то заднюю передачу. Включите режим работы АКПП, ограничивающий ее переключение выше первой передачи, и попробуйте выбраться.

ДИАГНОСТИКА АКПП
    Диагностика неисправностей автоматической коробки переключения передач включает в себя несколько этапов.
    В первую очередь производят внешний осмотр, проверяют уровень масла. Если АКПП оснащена электронной системой управления, то с помощью бортовой системы диагностики или специального прибора считывают коды неисправностей, записанные в память блока управления в период эксплуатации автомобиля.
    Следующим шагом является проверка давлений в системе управления АКПП.
    Затем проверяют исправность датчиков, проводки, переключателей и разъемов.
    Важной частью диагностики гидротрансформатора и АКПП служит проверка оборотов двигателя при полностью заторможенном выходном вале АКПП и максимальном открытии дроссельной заслонки (Stall Test).
    Если проверка в стационарных условиях не позволила точно определить неисправность, то проводят тестовый заезд. На этом этапе проверяют работу агрегатов трансмиссии, двигателя и систем их управления. Поскольку нормальная работа автоматической коробки передач во многом зависит от нормальной работы двигателя, ему во время испытательного заезда уделяют не меньше внимания, чем самой АКПП.
    Если неисправность АКПП носит серьезный характер, то необходим капитальный ремонт. Коробку передач демонтируют с автомобиля. При этом производят тщательный осмотр всех систем, обслуживающих коробку передач, опор крепления силового блока и т. п. Далее АКПП полностью разбирают, и после промывки и просушки всех деталей проводят их дефектацию, то есть определяют возможность дальнейшего использования каждой детали или необходимость их замены. Во время капитального ремонта необходимо независимо от состояния заменить все уплотнения и прокладки.
   После замены всех неисправных деталей собранная коробка передач поступает на испытательный стенд, который позволяет имитировать практически все режимы работы АКПП с контролем параметров электрической и гидравлической части системы управления. На этапе установки коробки переключения передач на автомобиль производят замену вышедших из строя элементов крепления и вспомогательных систем обслуживания. В заключение из памяти блока управления стирают все ранее записанные коды неисправностей.

КОНТРОЛЬ МАСЛА

   Для проверки уровня жидкости в АКПП применяют щуп с насечками. На некоторых щупах есть верхние и нижние засечки. Верхние служат для проверки уровня жидкости в прогретой АКПП, нижние  в непрогретой. Зачастую на щупе присутствуют только верхние метки. Для полного прогрева коробки переключения передач необходимо проехать 15-20 км. Контроль уровня жидкости производите на горизонтальной площадке при работающем двигателе в режиме «Р» (на некоторых АКПП  «N»).
    При замене масла в автоматической коробке передач очень важно правильно подобрать его количество. Недолив приводит к тому, что насос вместе с маслом начинает захватывать воздух. В результате образуется воздушно-масляная «эмульсия», которая имеет низкую теплоемкость и теплопроводность. Из-за этого снизится давление в системе управления, уменьшится отвод тепла из АКПП, ухудшится смазка трущихся элементов, что быстро выведет коробку переключения передач из строя. Масло может вспениваться и при превышении допустимого уровня. В этом случае в масло начинают окунаться вращающиеся детали АКПП и вспенивают его. Однако это происходит не сразу, а после основательного прогрева трансмиссии, особенно после движения на высоких оборотах двигателя. Результат работы в таком режиме тот же  быстрый износ и дорогостоящий ремонт.
    Если в АКПП стоит сменный одноразовый фильтр, то при каждой замене масла он обязательно меняется, а не чистится.

июнь 2009
© 2006-2014 И.Фомин